Сколько стоит написать вашу работу?

Как писать конспект

Одной из главных обязанностей студента является написание конспектов. Можно даже сказать, что это является его работой. Но вот только при всем том, что студента учат многим наукам, в его расписании находится масса предметов, никто никогда не отводит даже пары часов для того, чтобы научить студента правильно выполнять его прямые рабочие обязанности, то есть написание конспектов. Как-то это все несправедливо, не правда ли?

В результате юные люди совершенно не успевают записывать за лектором, теряются, путаются и в результате у них на руках остается не аккуратный конспект, а набор зачастую совершенно бессвязных друг с другом фраз, к тому же очень неаккуратно написанных. Проку от такого конспекта немного, если вообще есть хоть какой-то. Да, единственно верного способа записывания лекций студентам не существует (может из-за этого такую науку и не преподают нигде?), но решение проблемы все же существует. Каждый студент наверняка сможет найти что-то подходящее в следующем ряду рекомендаций по написанию конспектов. Перво-наперво нужно сказать, что главная хитрость в этом деле – структурирование материала. Ведь всегда проще найти ту вещь, местоположение которой точно известно. Итак, отталкиваемся от структурирования текста и начинаем рассматривать универсальные советы по успешному записыванию конспектов за лектором.

  • Не делать несколько дел одновременно.

Человеку это просто не дано, нужно признать сей факт. Если человек не Цезарь, конечно. Если сидеть на лекции и параллельно разговаривать с соседом, при этом еще не завывая серфить Интернет, то о хорошем и правильно написанном конспекте можно забыть. Если делать несколько дел одновременно, то внимание распыляется на все и сразу, то есть человек ни на чем не фокусируется. Он находится как бы везде, и при этом нигде. Многие вспомнят, как учитель в школе частенько любил поднимать невнимательных учеников, и спрашивать о чем на уроке только что шла речь. Со многими такая ситуация происходила персонально. Кто-то мог что-то повторить из только что сказанного учителем? То-то же.

В высших учебных заведениях навряд ли кто-то поднимет студента и попросить повторить материал хотя бы потому, что подразумевается то, что здесь учатся люди взрослые и самостоятельные, за которыми уже не нужно присматривать. Практика обычно показывает обратное, и за студентами на самом деле еще как нужно присматривать, но, как говорится, это уже никого не волнует. Внезапно нахлынувшая свобода учащихся пьянит, и им начинает казаться, что теперь-то можно делать все, что только вздумается. Какие уж тут конспекты и лекции? Но опять же, учеба – это не что иное, как работа студента. Поступил, значит изволь учиться. И учиться хорошо. Все мечтают о сладкой жизни, но мало кто хочет прилагать усилия для ее получения. И уж совсем немногие понимают, что для того, чтобы обеспечить себе успешное будущее, нужно сделать так, чтобы в первую очередь в голове все было в четком порядке. Начинать же стоит с порядка в написанном на лекции конспекте. Ближайшая цель, при которой он пригодится – сессия.

Подводя итог первой рекомендации можно резюмировать: чтобы хорошо вести конспект, нужно сконцентрироваться только на том, о чем говорит на лекции преподаватель. Посторонние дела на то и посторонние, что их нужно оставить на потом. Именно фокусирование является краеугольным камнем правильного написания конспектов.

  • Конспектировать только самые важные вещи.

Одна из самых частых ошибок студентов – пытаться записать все, что произносит лектор. И тут, естественно, возникают постоянные прерывания преподавателя, просьбы повторить текст и т.п. Нужно открыть большой-большой секрет – количество записанного совсем не прямо пропорционально количеству прибавленного в голове. Скорее наоборот. Чтобы вникнуть в подробности материала можно (и нужно) книгу по предмету прочитать. Велосипеда никто не изобрел. Цель конспекта другая – на лекциях рассказывают о принципах и законах функционирования какого-то предмета, и дело студента основные моменты отобразить в своем конспекте. Причинно-следственные связи и различные явления этой науки отражаются все в тех же учебниках. Конспект это своего рода каркас предмета, на который в дальнейшем можно нанизать много дополнительной информации. То есть на лекциях нужно четко уяснить именно причины явлений, а не их следствия. И на этом в написании конспектов нужно четко стоять.

Краткий вывод совета: записывать дословно все то, что говорит преподаватель, не нужно, даже нельзя. Нужно улавливать суть сказанного, и тезисно конспектировать только основные мысли лекции.

  • Использовать собственную систему сокращений.

Да, только что была рассмотрена рекомендация записывать только самое основное, и, казалось бы, к чему в этом случае сокращать? Но ситуации в институтах бывают разные, и иногда все же бывает просто необходимо записать большой объем информации за одну лекцию. И в таких случаях студенты снова не успевают конспектировать за преподавателем. Так что делать в такой неприятной ситуации? Большого секрета на самом деле нет. Достаточно просто придумать свои собственные сокращения. Некоторые сокращения повсеместно известны и используются всеми. Ну ведь правда, что никому не придет в голову записывать «километры» вместо «км», «года» вместо «гг.» и т.д. Но таких «официальных» сокращений не так много и вполне вероятно, что эти слова совсем не попадаются в материале по какому-то предмету. Поэтому нужно взять и придумать свои собственные сокращения. Но увлекаться в этом вопросе тоже не стоит, а то после творческого порыва может впоследствии оказаться, что конспект выглядит аккурат как стенограмма и уже невозможно вспомнить, что же там на лекции тогда посокращалось.

Так как же правильно сокращать слова? Во-первых, сокращаемые слова должны быть часто употребляемыми. Во-вторых, эти слова должны реально становиться короткими, например, сокращать «государство» не до «гос-во», а сразу до «г-во» и т.п. В-третьих, студент должен быть точно уверен, что потом вспомнит, что это сокращение обозначало.

Как вывод: собственная система сокращений позволяет успевать записывать за преподавателем, экономит место в тетради и не дает очень устать руке. А ведь что рука, что тетрадь на протяжении всего учебного года еще как пригодятся! Еще одна тайна правильного написания конспектов раскрыта!

  • Выделять основные моменты конспекта цветом.

И это не каприз или пожелание, это насущная необходимость. К примеру, до сессии остается несколько дней, студент судорожно хватается за свои конспекты, чтобы найти какой-то важный или сложный момент, а вспомнить, где он находится в большой и толстой тетради нелегко. Особенно учитывая предсессионнную нервотрепку и ограниченного времени. Поэтому, чтобы не наступать на такие грабли, нужно по горячим следам выделять самые важные моменты законспектированной лекции. Вопрос, чем выделять, пожалуй не стоит. Разрисовывать тетрадь цветными карандашами или ручками навряд ли кто-то станет, это и неудобно и долго и некрасиво. Идеальный вариант, о котором уже все, наверное, догадались – цветной маркер. Благодаря ему конспект останется удобным рабочим документом, а не неким письменным художеством.

Итак, в конспекте обязательно нужно выделять цветом тему лекции, определения, формулы, тезисы и т.п. Главное в выделении не перестараться, а использовать какой-то личный принцип «раскрашивания», так же как и с системой сокращения слов.

  • Структурировать материал.

Вот и вернулись к первейшей хитрости правильного составления конспекта. Записи должны четко отражать, о чем на лекции шла речь, и чтобы сделать конспект наглядным, его нужно четко структурировать. Если не разделять рукописный текст на абзацы, подпункты, подзаголовку и всякое такое прочее, то в результате получится «простыня», в которой сложно будет что-то понять, если только не вчитываться специально. Хотя и в этом случае будет мало удобства. Так что записывать материал лекции нужно руководствуясь маломальской логикой. Для выделения абзацев и параграфов будет достаточно прислушиваться к интонации преподавателя, потому что они обычно акцентируют голосом такие моменты.

Как вывод этой рекомендации: конспект нужно писать не сплошным, а хорошо структурированным текстом. Когда придет время готовиться к сессии, оформленная таким образом информация очень пригодится студенту!

  • Писать аккуратным и разборчивым почерком.

В начале этого материала уже упоминалось о том, что человек не может делать несколько дел одновременно. А если и пытается это делать, то качество выполнения этих дел существенно страдает, а порой и вообще отсутствует. Из этого сразу вытекает оправдание корявого неразборчивого почерка, которым в основном записываются конспекты, ведь любой студент склонен пытаться объять необъятное. Но толку от таких потуг никаких, потому что разобрать написанные таким почерком конспекты если и не невозможно, то очень сложно. Студент судорожно хватается за тетради с записанными таким трудом лекциями и окончательно впадет в панику, потому что разобрать свое же собственное творение не может совершенно. Хотя кому-то, чьей целью являются исключительно «корочки», простого наличия конспекта как такового уже достаточно для того, чтобы при случае «отмазаться» от преподавателя. Те же, кто учится для знаний и своего будущего, нужно стараться записывать конспекты аккуратно и разборчиво. Конспект для студента – это чуть ли не самое главное! Удачи в его правильном написании!