Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с понятием «бизнес план». Данное выражение знакомо не только предпринимателям, но и обычным людям, которые имеют прямое или косвенное отношение к финансовой сфере. Зачастую, когда мы слышим о бизнес плане, речь идёт об инвестировании. Но, есть еще одна разновидность такого проекта – бизнес план для получения кредита. Здесь может возникнуть логичный вопрос – зачем бизнесмену прибегать к услугам банка, если тот может попросту привлечь инвесторов? Но не всё так просто, как может показаться изначально. Многое зависит от специфики бизнеса. В некоторых случаях выгоднее обратиться в банк, чем использовать средства инвесторов.
Чтобы получить кредит для развития проекта необходимо предоставить бизнес план. Это главенствующий документ, отсутствие которого делает невозможным получение кредитных средств. Банк должен убедиться в том, что бизнес окупится, и он получит обратно свои деньги, да еще и заработает на процентах. Именно от информации, указанной в бизнес плане, зависит успешность кредитной заявки. Поэтому, к его составлению нужно подходить очень внимательно и учитывать некоторые важные моменты.
Зачастую предприниматели составляют бизнес план, который может быть пригодным только для внутреннего использования. Он содержит информацию полезную для бизнесмена, но никак не для финансового учреждения. Документ, который предприниматель собирается предоставить банку, должен содержать информацию иного рода. Давайте определим, о каких именно данных идёт речь.
В первую очередь, сотрудники банка обращают внимание на возможные риски. Поэтому, если вероятность провала проекта очень высокая, лучше обратиться к инвесторам. Дело в том, что государственные структуры редко идут навстречу начинающему бизнесу, который обычно сопровождается большими рисками. В качестве альтернативного метода финансирования можно использовать венчурный фонд. В целом, не имеет значения, какой источник финансирования выбрал предприниматель. Главное, чтобы у него на руках был правильно составленный бизнес план.
Как мы уже говорили выше, перед началом запуска проекта, предприниматель должен составить бизнес план. Не важно, будет ли бизнес направлен на масштабное производство, либо бизнесмен просто хочет заняться реализацией детских игрушек. В любом случае он обязан составить финансовый план, чтобы получить кредитные средства для развития проекта.
Кредитор внимательно изучит составленный финансовый план и сделает окончательный вывод по поводу того, стоит ли этот проект вложений. Сотрудники банка, просмотрев документ, могут определить сумму, которую нужно потратить, и время, за которое все траты окупятся. Другими словами, кредитор, перед тем, как профинансировать проект, рассчитывает его рентабельность.
Многие начинающие предприниматели, в процессе составления финансового плана, допускают существенную ошибку – добавляют в документ большое количество информации. Им кажется, что чем объёмнее бизнес план, тем больше шансов добиться лояльности кредитора. Стоит ли говорить, что это не так? Ни один банк не станет рассматривать «водный» документ с минимумом важной информации. Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы финансовый план был лаконичным и содержал только полезные данные.
Если предприниматель предоставляет банку слишком объёмный финансовый план, сотрудники могут подумать, что тот, таким образом, пытается ввести их в заблуждение, и откажут в выдаче кредита.
Описав суть проекта, предприниматель должен провести его маркетинговую оценку. Это важная составляющая любого финансового плана. Помимо того, что данный раздел содержит массу полезных графиков и расчётов, он является гарантией того, что бизнесмен знает, как правильно развивать проект.
Ключевым критерием при определении успешности проекта является его доходность. Именно от данного показателя и зависит процесс погашения кредита. Доходность зависит от нескольких факторов. Во-первых, это конкурентоспособность предприятия. Если фирма не имеет надёжных позиций на рынке, то шансы на получение кредита минимальные. Во-вторых, это предстоящие риски. Игнорирование данного фактора может привести к полному провалу проекта и погружению заёмщика в глубокую долговую яму. Поэтому, важно определить чёткий процент рентабельности. Как показывает практика, минимальный порог рентабельности для получения кредита – 20%.
Прежде, чем подавать кредитную заявку, предпринимателю нужно определить свою платёжеспособность и рентабельность проекта.
Только правильно составленный бизнес план позволит привлечь в стартап кредитные средства.