Для того чтобы получить подробную информацию о критериях оценивания и баллах необходимо обратиться к официальному сайту ФИПИ. На сайте есть специальный раздел, где содержатся все необходимые документы: спецификации, кодификаторы и демонстрационные варианты. Критерии оценивания существенно отличаются в зависимости от того, какой уровень выбран, базовый или профильный. С базовым уровнем работать гораздо проще, нежели чем с профильным, у которого имеются свои особенности.
Математика базового уровня
Если рассматривать вариант с базовой математикой, то выпускникам будет доступно двадцать заданий. Все задачи охватывают сразу несколько математических разделов, которые изучались ранее в школе. Речь идёт о следующих основных блоках: алгебра, геометрия, начала анализа, теория вероятностей и статистика.
Критерии оценивания в случае базового уровня очень простые. Каждое выполненное задание соответствует одному первичному баллу. Таким образом, правильно выполнив все двадцать заданий, экзаменуемый получает двадцать первичных баллов, которые автоматически конвертируются в сто тестовых баллов.
Для получения аттестата об образовании, экзаменуемый должен набрать хотя бы 6 первичных баллов. Для этого нужно правильно выполнить любые 6 заданий.
Математика профильного уровня
В ситуации с профильной математикой, выпускникам будет доступно девятнадцать заданий. Как и в случае с базовой математикой, задачи профильного уровня охватывают сразу несколько математических разделов, которые ранее изучались в школе. Отличие профильного уровня от базового заключается в сложности заданий. Да и в плане критериев оценивания всё не так просто.
Для начала нужно учесть, что экзамен по математике профильного уровня условно делится на две части. Первая часть содержит восемь заданий, и за каждое правильно выполненное задание начисляется один первичный балл.
Задания первой части автоматически проверяются с помощью автоматизированной системы. Очень важно, чтобы экзаменуемый правильно и без помарок заполнил бланк ответов. В противном случае ответ не засчитается и виноват будет сам участник экзамена.
Вторая часть имеет всего одиннадцать заданий. В этом случае система начисления баллов выглядит более сложной. При этом, если учащийся правильно выполнит все одиннадцать заданий, он получит 24 первичных балла. Стоит отметить, что во второй части есть задания повышенного уровня сложности (9-17) и высокого уровня сложности (18-19).
Задания второй части проверяются экспертами. Они чётко следуют заданным критериям оценивания, которые были разработаны в ФИПИ. Работу проверяют двое проверяющих, и чаще всего их оценки сходятся. Если этого не происходит, то работу проверяют дополнительно ещё раз, при этом на помощь приходит третий эксперт для окончательного вердикта.
Чтобы получить наивысший балл, решение выпускника должно быть грамотным и полным. При этом методы решения, а также форма записи могут отличаться. Эксперты уделяют повышенное внимание только содержанию решения. Особенности записи не учитываются.
Задания повышенного уровня сложности (9-12) оцениваются по одному первичному баллу. Дальше идут задания (13-19), подразумевающие развёрнутый ответ.
Задания (13-15) при полном и правильном их решении могут принести учащемуся по два первичных балла.
Задания (16-17) при подробном и верном их решении принесут экзаменуемому по три первичных балла.
Задания высокого уровня сложности (18-19) при условии их полного и правильного решения дают выпускнику сразу по четыре первичных балла.
Таким образом, правильно выполнив все задания, учащийся получает 32 первичных балла, которые соответствуют 100 тестовым баллам. Выпускникам стоит помнить, что для подачи документов в ВУЗ, им необходимо набрать не менее 27 тестовых баллов. Этот порог является минимально необходимым для поступления на ту или иную специальность.
Важно помнить, что на экзамене проверяются не только знания учащегося, но и ход его мыслей. Может сложиться такая ситуация, что в ходе размышлений, экзаменуемый пришёл к неверному ответу. В этом случае эксперты вполне могут начислить ему несколько баллов, но лишь при условии, что экзаменуемый аргументировал все свои действия и продемонстрировал знание предмета.
В то же время если у выпускника отсутствует хоть какое-то решение, но при этом указан правильный ответ, то задание будет оценено в 0 баллов, так как отсутствует ход мыслей.
Выпускникам необходимо иметь примерное представление о критериях оценивания и баллах, чтобы трезво оценивать свои способности. Таким образом, любой учащийся сможет правильно подготовиться к экзамену и набрать необходимое ему количество баллов.