Отечественная музыкальная школа ценилась столетиями во всем мире благодаря талантливым композиторам. По сей день лучшие вузы страны продолжают демонстрировать высокое качество обучения и подготовки, а также периодически дарят настоящих музыкальных гениев, которые строят мировую карьеру.
ТОП лучших вузов
На территории РФ успешно работает более 46 высших музыкальных учреждений: 8 из них расположено в Москве, 3 – в Санкт-Петербурге. Также на каждый субъект приходится по 1-3 учреждений.
С большим отрывом по популярности можно выделить 3 крупнейших музыкальных консерваторий, которые имеют отдельные научные центры, студии звукозаписи, музеев и богатых музыкальных библиотек. Первые позиции занимают следующие консерватории:
• Римского-Корсакова. Считается старейшим образовательным учреждением, которое появилось в Санкт-Петербурге еще в 1862 году. Инициатором открытия консерватории стал Антон Рубинштейн, а великий композитор Римский Корсаков посвятил 40 лет работы. Он стал автором многих обучающих программ по композиции и гармонии. Первым студентом, закончившим консерваторию, стал П.И. Чайковский;
• имени Чайковского. Московское учебное заведение младше предыдущего только на 4 года. В качестве главного вдохновителя на открытие консерватории стал брат знаменитого пианиста Николай Рубинштейн. Первым преподавателем стал Петр Чайковский. Музыкальное учреждение также открыло музей, библиотеку, научный центр, а также организацию с коллективами небольшой численности. В 2000 году была вручена медаль Моцарта от организации ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру;
•имени Гнесиных. Училище с богатой историей становления. Первоначально была открыта небольшая частная школа, которая постепенно переросла в высшее учебное учреждение. Успешно работает училище на протяжении 120 лет и воспитало ни одно поколение талантливых музыкантов. Ученикам предлагается пройти длинный путь от изучения музыкальной базы, стать настоящим профессионалом и воспитать в себе творческую личность. Открытие института состоялось в 1944 году.
Существуют и другие престижные консерватории, которые располагаются в различных субъектах РФ:
Отличительные особенности учебного процесса
Основной упор в высших музыкальных учреждениях делается на обучение будущих профессионалов в выбранном направлении (вокале, инструментальном, звукорежиссура, дирижерство и т.д.).
Новые ФГОС также определили музыкальное ВПО с содержанием и отображением следующих аспектов в учебных планах:
• в рамках экономического, социального и гуманитарного цикла, студенты изучают такие предметы, как история, философия, иностранные и русский языки, культуру речи;
• в цикл по педагогике включают методики, которые относятся к музыкальным дисциплинам, психологии;
• отдельное место занимают дисциплины, которые посвящены изучению истории развития музыкального искусства на территории России и зарубежных странах. Сюда можно отнести эстетику искусства, занятия на фортепиано;
• профильная подготовка. В зависимости от того, какой вид специальности будет выбран, определяется набор предметов: музыкальная журналистика, изучение этнического фольклора, певческое древнерусское искусство, обработка звука, менеджмент в музыкальной индустрии.
Уровень качества обучения
Несмотря на то, что периодически возникают сложности в финансировании и других проблем, уровень музыкального обучения во всех вузах РФ остается на высоком уровне. Как и выпускники цирковых училищ, выпускники могут похвастаться высоким вниманием, перспективной карьерой. Многие выпускники училищ и консерваторий смогли заработать высокую репутацию на международном уровне.
Одна из основных причин подобных успехов заключается в преемственности, которая принята в музыкальных семьях. Так, например, многие дети идут по стопам своих родителей, бабушек и дедушек. В нынешних академиях по сей день сохраняется влияние советской эпохи. В сферах дирижерского искусства, хорового и инструментального исполнения наблюдается проблема старения элиты лучшего состава преподавателей.
Какие специальности самые востребованные
Самыми популярными направлениями в обучении на бакалавриате можно отметить следующие:
• эстрадное искусство;
• вокал;
• инструментальное искусство;
• музыкознание и прикладное искусство;
Данные специалисты определены новыми положениями ФГОС. Обучением по данным специальностям занимаются практически все вузы страны.
Каковы перспективы в обучении
Основной перспективой для обучающихся студентов и закончивших музыкальное учебное учреждение является возможность совмещения любимого занятия и получения заработка (высокую финансовую выгоду представляют вышеперечисленные направления). Спрос на профессиональных певцов, критиков, кинорежиссеров, всегда остается на высоком уровне. Поэтому перспективные выпускники могут не переживать о собственном будущем и построении блестящей карьеры. Однако в данной сфере всегда присутствует высокая конкуренция, которая также отличалась стабильностью во все времена.