Возможно ли учиться без шпаргалок? Многие, обращаясь в памяти к своим студенческим годам, вспоминают, как писали эти подсказки-невидимки, однако далеко не все могли воспользоваться их содержанием.
Огромная масса шпаргалок, написанных студентами всех времен, так и осталась не извлеченной из тайных мест, и уж тем более не была использована по назначению из-за неумения обладателей этих «спасательных кругов» применить их, находясь в нескольких метрах от экзаменаторов. Ситуации такого рода знакомы и современной молодежи.
Есть те, кто уверен, что шпаргалка – это ненужный, напрасно исписанный листок бумаги, являющийся в экзаменационных ситуациях лишним и провоцирующим неприятности фактором. Другие думают, что способность в нужное время воспользоваться заранее подготовленными и записанными ответами на вопросы сродни искусству, осилить которое может не каждый. Чего же в шпаргалках больше: пользы или вреда?
Польза шпаргалок
1. По наблюдениям психологов, когда человек пишет шпаргалку, у него оказываются задействованы два вида памяти: зрительная и моторная. Таким образом, основную часть записанного он, не напрягаясь, запоминает. Значит, польза шпаргалок в том, что необходимый для экзаменационного ответа материал, воспроизведенный в шпаргалке, может быть усвоен.
2. Довольно распространены случаи, когда под влиянием стресса на экзамене студенты чувствуют, что, казалось бы, прочно усвоенная информация бесследно улетучилась. Шпаргалка в этой ситуации становится стимулятором памяти и дает возможность грамотного формулирования ответа на учебно-аттестационные вопросы.
3. Правильное применение шпаргалок – это потенциал для высокого балла при сдаче экзамена, если уметь ее спрятать и воспользоваться в нужный момент. Даже студент, который не готовился к экзамену, при наличии этого «рукотворного справочника» способен поразить экзаменаторов степенью подготовки по данной теме.
4. Некоторые студенты предпочитают писать шпаргалки, но никогда их не использовать. Сам факт наличия «шпоры» поддерживает в них уверенность, что в экстренном случае им будет куда подсмотреть, а это приводит к внутреннему спокойствию и вере в успешную сдачу экзамена.
5. Написание шпаргалок – один из традиционных способов подготовки к экзамену на протяжении многих поколений студентов, поэтому для многих становится своеобразным атрибутом студенческой жизни. Кто-то пользуется неприметной шпаргалкой из любопытства, смешанного с азартом, кто-то из-за неподготовленности к экзамену.
6. Есть преподаватели, которые поддерживают написание шпаргалок студентами, поскольку считают это трудоемким процессом, который сам по себе уже достоин положительной оценки.
Все вышесказанное позволяет сделать выводы о причинах, по которым шпаргалки используются учащимися из года в год на протяжении длительного времени. Их обладатели зачастую не боятся прибегать к этим неприметным подсказкам «под носом» у самых строгих преподавателей. Риск высок, однако отдельные студенты вообще не могут себе представить сдачу экзамена без использования шпаргалок.
Вред шпаргалок
При всех плюсах, которые при сдаче экзамена приобретает обладатель шпаргалки, можно отметить и ее минусы. Они не ограничиваются неудовлетворительной оценкой в экзаменационной ведомости и зачетке, к их числу можно отнести и полное разочарование преподавателя в учащемся, казалось бы, подававшем надежды. В чем минусы написания шпаргалок и как они отражаются на дальнейших возможностях учебы в вузе?
1. Выше говорилось, что умение пользоваться шпаргалками – это своеобразное искусство. При этом неловкие ситуации, при которых шпаргалка «засвечена», могут вызвать возмущение и негодование экзаменатора, которого ставят в ситуацию человека, обведенного вокруг пальца. Он в этом случае вполне может завершить экзамен досрочно, не вдаваясь в причины неуверенности студента в своих знаниях, а оценка в зачетке, несомненно, отразит его гнев. И тогда перспективы дальнейшего обучения могут стать весьма туманными.
2. Стрессовая экзаменационная ситуация способна вызвать такое потрясение у студента, при котором он воспользуется неправильной шпаргалкой, а это лишь сделает его положение более плачевным и вызовет множество дополнительных вопросов.
3. Поскольку при написании основной части шпаргалок студенты пользуются хорошо известными экзаменаторам учебными пособиями, то преподаватели легко отличают самостоятельно воспроизведенный материал от цитирования «наизусть» справочной литературы и довольно быстро разоблачают «умников», якобы зазубривших нужные ответы.
4. Даже если студент не сумел или не захотел применить шпаргалку во время подготовки к ответу, она может выпасть из укромного места в момент, когда этого никто не ждет. Доказать экзаменатору, что ею не пользовались, будет практически невозможно, зато, поставив горе-студенту неудовлетворительную оценку, преподаватель будет в своем праве.
5. Имея при себе шпаргалку и надеясь ею воспользоваться, студенты зачастую привлекают внимание преподавателя своей излишней активностью и суетливостью. В этом случае экзаменатор невольно не выпускает таких непосед из поля зрения.
6. Если о наличии шпаргалок у конкретного студента известно однокурсникам, то положение еще более осложнится их постоянными просьбами о помощи, что также может отвлечь от подготовки к ответу.
Отношение студентов к шпаргалкам иногда отличается диаметральной противоположностью: для кого-то они – спасение и единственный шанс на успех, а кто-то видит в их применении потенциальную неудачу и лишний риск. Здесь каждый должен ориентироваться на свои возможности, не идя на поводу у окружения. Важно определиться со своей позицией и придерживаться ее в течение всех учебных лет.
Куда прячут шпаргалку?
Если принято решение об использовании на экзамене «шпаргалок», то залогом успеха станет умение не только грамотно спрятать их, но и достать из «тайника».
Таких мест в одежде или на теле у студентов довольно много, важно не ограничивать свою фантазию - и тогда даже самый искушенный экзаменатор будет обведен вокруг пальца.
На протяжении длительного срока применения шпаргалок определились некоторые наиболее приемлемые для их хранения места.
1. Карман – одно из таких мест. Кто-то отметит, что тут никакой фантазии не требуется, но это заблуждение. Чаще всего преподаватели считают, что для шпаргалок студенты не выберут эту деталь одежды, поскольку это будет чрезвычайной дерзостью, и поэтому не сосредоточивают внимание на карманах студентов. Можно воспользоваться этим заблуждением экзаменаторов.
2. Девушки могут рискнуть припрятать рукописные подсказки в область выреза на платье, открывающем грудь. При условии, что преподаватель – мужчина, это может помочь сдать экзамен: экзаменатору будет неудобно слишком пристально рассматривать декольте студентки, и уж тем более требовать достать шпаргалку, если ее наличие будет им обнаружено.
3. Хорошая традиция – прятать «шпору» в рукаве со стороны внутренней части запястья. Воспользоваться шпаргалкой в этом случае можно, не привлекая внимания экзаменатора.
4. Не относятся к хорошим местам для тайников рукописных «справочников» такие зоны, как сиденья стульев или низ парт. Конспекты, ручки или учебники также не являются достаточно удобными для хранения и использования шпаргалок.
5. Ладонь как место для шпаргалки, выполненной в виде маленькой бумажной гармошки, считается удобным местом, которое позволит «не засыпаться» в течение периода подготовки к ответу.
6. Оформленная в виде трубочки и спрятанная за пояс шпаргалка тоже хороша, но нужно точно помнить, какая тема где припрятана, иначе можно что-то напутать, да и риск быть замеченным преподавателем довольно высок.
7. Идеальным вариантом шпаргалок считаются полностью оформленные заготовки ответов, написанные на листах формата А4 с предварительно подложенным чистым листом, на котором отпечатываются с нажимом написанные ответы. Тут главное вовремя подменить экзаменационный лист на заранее приготовленный белый лист с ответом.
Практика свидетельствует, что фантазия студентов, их готовность и умение составить неожиданную по форме шпаргалку безграничны, особенно, когда от этого зависит стипендия или возможность продолжать учебу.
Мнение студентов и экзаменаторов
Как преподаватели, так и учащиеся считают, что шпаргалки – это органически присущая часть школьной поры, постепенно переходящей с студенческую. Порой кажется, что умением и желанием писать их и пользоваться ими некоторые обладают с пеленок.
Отдельные преподаватели не отвергают значимость такого рода способа подготовки к экзамену, считая, что пока студент не попался, он прав в своем стремлении к хорошей оценке. Однако рассчитывать на это не стоит, правильнее оценить отношение преподавателя к шпаргалкам заранее: если он категорически отрицательно настроен против шпаргалок, разумнее будет выучить учебный материал, иначе «неуда» не избежать.
Если же преподаватель предоставляет возможности к списыванию, то грех это не использовать. Тем более, что основы этого искусства теперь не тайна. Остается лишь уточнить даты экзаменов и начать заблаговременную к ним подготовку.