Современная жизнь предполагает постоянное обучение на всех её этапах. Ценные кадры – это работники, способные к обучению. Нравится вам это или нет, но придется принять правила этой игры.
Как известно, любая учёба всегда завершается аттестацией, или экзаменом. К этому нужно быть готовым: начиная со школьной скамьи, вы то и дело должны будете подтверждать свои знания и доказывать свою компетентность.
Студенты, переживающие по две сессии в год, выработали многочисленные приметы и ухищрения, касающиеся экзаменов, а также методы их наиболее эффективной сдачи. В этой статье речь пойдет только о тех методах, которые действительно работают. Они опробованы не одним поколением экзаменующихся и наверняка пригодятся и вам, особенно если вы имеете проблемы с самодисциплиной, испытываете трудности с подготовкой или слишком волнуетесь под строгим взглядом преподавателя.
Итак, чтобы с честью выдержать аттестационные испытания, вам нужно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Не упускайте возможности подготовиться к экзамену заблаговременно.
Вероятно, это прозвучит банально, но чтобы хорошо сдать экзамен, нужно к нему подготовиться. В реальности студенты выделяют на этот процесс не больше недели и даже не представляют, что судорожная зубрёжка в течение последних дней – не лучший метод.
Как правило, студент конспектирует лекции, не вникая в их суть. Приехав домой, он не перечитывает записанный материал (еще чего!), а занимается своими делами и радуется жизни. Конспекты принято открывать только за несколько дней до экзамена, и вот тут оказывается, что некоторые вещи ускользнули от вашего внимания и остались непонятыми. Спрашивать преподавателя уже поздно, а учить недопонятый материал – занятие неэффективное. Что уж говорить о результате такой бессмысленной зубрёжки?.. Однако всех этих последствий можно избежать, если перечитывать конспекты непосредственно по приходу домой после лекций. Всего 5-7 минут в день достаточно для более качественного усвоения пройденного материала. Помните, что на экзамене от вас не потребуют ничего сверхъестественного: знаний, почерпнутых из конспектов, вполне достаточно для отличного ответа. Нужно только вовремя освежать эти знания.
2. В процессе подготовки пишите шпаргалки. В процессе экзамена – забудьте о них.
Да, эта рекомендация наверняка не вызовет особого энтузиазма со стороны читателей: зачем это прилагать лишние усилия и сочинять «шпоры», которые впоследствии не понадобятся?
Однако тут всё просто. Готовить шпаргалки нужно для того, чтобы лучше усвоить содержание ваших конспектов или учебников. Студент, основательно подошедший к решению этого вопроса, наверняка справится с любым билетом. Не возбраняется взять шпаргалки с собой, надежно их спрятав, - это способствует возникновению приятного чувства уверенности в себе.
Прочитав вопросы в вытянутом билете, вы удивитесь тому, насколько очевидными кажутся ответы на них. Ведь если вы самостоятельно искали материал для шпаргалок, а не скачали их из Сети, то наверняка уже всё знаете. Осталось только восстановить в памяти внешний вид ваших «шпор» и процесс их создания – и вы легко вспомните и содержание каждой из них. Повторим на всякий случай: даже если вы не можете сразу воспроизвести в мыслях ответ на нужный вопрос, всё равно не обращайтесь к помощи шпаргалок, которые принесли с собой. Вам просто нужно сосредоточиться, пусть даже это и займёт какое-то время.
Сочиняя шпаргалки, вы выбирали из конспектов только самое важное. Ваш мозг приложил определенные усилия, и тщательно отсортированная информация в нём наверняка сохранилась, так что не паникуйте.
Начните писать ответ на листке. Это поможет привести мысли в порядок. Постепенно вы выудите из памяти всё, что было зафиксировано в вашей шпаргалке, и будете готовы отвечать перед экзаменатором.
3. «Спокойствие, только спокойствие!»
Люди по-разному относятся к экзаменам. Некоторые испытывают настоящий стресс: теряют волю, паникуют и впадают в крайности. Если вы – из их числа, попробуйте следующую методику:
Глубоко вдохните и закройте глаза. Представьте, будто вы находитесь в комнате один. Вы сидите (или лежите) на диване, очень уютном и широком. Обстановка спокойная и умиротворяющая, и вам не о чем тревожиться. Всё под контролем! Расслабьтесь и несколько раз повторите про себя, что вы добились всего, чего хотели, и уже ни о чем не беспокоитесь. На это упражнение отводится не меньше двух минут; выполняйте его до тех пор, пока не ощутите спокойствие. Всё, можно открывать глаза. Стало легче, правда?
Какой бы смешной не казалась вам эта психологическая техника, нельзя отрицать, что она работает. Сознание легко «верит» вашим словам о том, что всё необходимое уже достигнуто, и этот маленький обман помогает нормализовать ваше психическое состояние.
Этот хитрый способ, неоднократно описанный в книгах по самосовершенствованию, можно использовать не только перед экзаменом: в жизни часто случаются ситуации, когда необходимо выдать желаемое за действительное и убедить в этом не столько других, сколько себя самого.
4. Выходите отвечать, когда будете готовы, и не верьте предрассудкам.
В студенческой среде бытует множество примет, связанных с очередностью ответа на экзамене. Практика показывает, что первыми испытывают свои силы отличники и хорошисты, а последними идут отвечать двоечники. Преподаватели, надо сказать, тоже привыкли к такой очередности. Что ж, будьте выше стереотипов, и у вас есть шанс ошеломить экзаменаторов.
Рекомендуется идти отвечать только тогда, когда вы сами этого захотите: иными словами, тогда, когда вы обретёте необходимую для этого уверенность и успокоитесь. Если успокоиться не получается, самое время воспользоваться методикой самообмана, описанной ранее.
Приободрите себя, скажите» «Я лучший!» или что-нибудь в этом роде и отправляйтесь к столу с билетами, излучая уверенность и позитивный настрой.
5. Воспользуйтесь «помощью зала».
Предположим, вы вытянули билет, начали писать ответ на вопрос, и какой-то момент не даёт вам покоя: возможно, вы не можете восстановить в памяти дату или формулу, забыли термин и т.д. Помните, что шпаргалками пользоваться нельзя: ваш вороватый взгляд наверняка вызовет подозрение экзаменаторов. К товарищам тоже лучше не обращаться: им сейчас приходится не слаще, чем вам.
Однако друзья по-прежнему могут помочь, хотя бы и косвенно. Прислушайтесь к ответам тех, кто вызвался испытать судьбу перед вами. Вопросы в билетах нередко имеют «точки пересечения», и шанс услышать нужные сведения довольно велик. Нужно только заранее сесть поближе к столу экзаменатора, чтобы его беседа с вашими предшественниками оказалась для вас небесполезной.
6. Демонстрируйте уверенность – особенно тогда, когда вам нечего больше продемонстрировать.
Запомните простую истину: к робким и неуверенным в себе людям жизнь жестока. Даже если вы сомневаетесь в своей правоте, ведите себя так, будто вы готовы свернуть горы, производите впечатление человека напористого и бесстрашного, – гарантируем, вам воздастся!
Экзамен – это просто еще одна возможность проявить себя. Продемонстрируйте не только знания, но и характер, а если знаний нет, то покажите ваше умение мыслить. Как правило, какие-то остаточные знания у студентов после лекций сохраняются. Если вы посещали занятия (хотя бы несколько) и читали конспекты (хотя бы один раз), то уж что-нибудь сможете вспомнить. Ну а затем попробуйте расцветить ваш ответ рассуждениями. Пусть это будут отвлеченные рассуждения, лишь косвенно относящиеся к сути вопроса, - преподаватель оценит и это.
Больше всего экзаменаторы не любят студентов, которые не могут ответить и не пытаются это сделать. Если вы молчите, как партизан на допросе, у вас нет шансов. Но строит вам с независимым видом начать плести какую-нибудь околонаучную чушь, как экзаменатор проявит к вам любопытство, а то и симпатию. Обучая, преподаватели не только хотят насытить вас знаниями и привить профессиональные навыки. Они ждут, что вы проявитесь как личность. И неплохо бы начать учиться этому в процессе экзамена. Конечно, многие педагоги по старинке требуют от студента механического воспроизведения содержания конспектов, но наиболее прогрессивные давно осознали, что отнюдь не зубрёжка обеспечивает востребованность человека как специалиста. Такие люди вовсе не воспринимают вас как ребенка, поэтому не бойтесь проявлять инициативу и вступать с преподавателем в дискуссию. Возможно, он посчитает вас интересным собеседником, а такая характеристика уже тянет по меньшей мере на «удовлетворительно». В конце концов, быть очаровательным или смешным в любом случае продуктивнее, чем молчаливым и робким.
Если вы «начали за здравие», то, возможно, вас остановят раньше, чем кончится материал, который вы собирались изложить, да еще и поставят отличную отметку.
На этом, пожалуй, с рекомендациями можно закончить.
Удачи на экзаменах!