Сколько стоит написать вашу работу?

478

Как грамотно составить речь для защиты дипломного проекта

Завершение обучения в высшем или среднем профессиональном образовательном учреждении всегда заканчивается итоговой государственной аттестацией. Ее составная часть – это выполнение дипломной работы или дипломного проекта и его защита перед аттестационной комиссией. Защита выпускной квалификационной работы состоит из нескольких этапов:

                     1.         Защитная речь или доклад, право произнесения, которой будет предоставлено выпускнику после оглашения секретарем государственной аттестационной комиссии темы дипломной работы и фамилии, имени и отчества ее автора.

                     2.         Ответ на замечания научного руководителя и рецензента.

                     3.         Ответы на вопросы членов государственной аттестационной комиссии и, возможно, дискуссия по теме дипломного исследования.

От того, насколько грамотно будет составлена речь для защиты, во многом зависит итоговая оценка. Речью можно как снизить впечатление у членов комиссии от хорошо выполненного дипломного проекта, так и, напротив, создать более благоприятное впечатление по сравнению с текстом дипломной работы, который возможно имел некоторые недостатки. Поэтому поговорим о сложившихся правилах составления и презентации защитной речи.

-        Поскольку на защиту дипломной работы или проекта выпускнику выделяется обычно 10, максимум 15 минут, то для того, чтобы в защитной речи сказать, все что требуется, ее нужно формулировать предельно кратко и лаконично. Никаких отступлений в сторону от главного быть не должно.

-        Содержательно защитная речь должна содержать в себе ряд обязательных компонентов:

×          Актуальность темы исследования.

×          Его цель и раскрывающие ее задачи.

×          Объект, предмет, гипотеза исследования.

×          Краткий анализ литературы по теме исследования.

×          Применяемая методология для достижения поставленных целей и задач.

×          Структура работы, соответствующая целям и задачам.

×          Основные выводы, полученные в процессе исследования и степень их новизны.

×          Практическая значимость исследования для будущей профессиональной реализации выпускника как специалиста.

Все эти аспекты должны быть освещены в докладе максимально кратко, логично и емко.

-        Готовясь к защите дипломного проекта, защитную речь лучше всего написать заранее, показать научному руководителю, обсудить с ним правильность расстановки смысловых акцентов и основных формулировок.

-        Необходим также обязательный контроль времени, затрачиваемого на вербализацию речи. Если она составляет больше 10 минут, то следует продолжить работу над лаконизмом формулировок и привести их к нужному временному нормативу. Если этого не сделать, то есть риск быть прерванным комиссией во время произнесения защитной речи. В этом случае впечатление от защиты дипломной работы окажется смазанным, и итоговая оценка может оказаться более низкой.

-        Кроме того, не лишним будет подготовить наглядный иллюстративный материал в форме презентации, что поможет не только структурировать текст, но и облегчит его восприятие государственной аттестационной комиссией. При подготовке презентации важно обратить внимание на то, что текст, рисунки, графики, схемы на слайдах не должены в точности повторять то, что выпускник говорит устно. Задача презентации – дополнить защитную речь, а не продублировать ее.

-        Дипломная работа или дипломный проект сопровождается внешней экспертной оценкой, которую выражает научный руководитель в своем письменном отзыве и рецензент в письменной рецензии. Это официальные документы, подписанные и заверенные печатью, которые должны быть получены выпускником до защиты. Их наличие – это один из критериев, по которым осуществляется допуск к защите выпускной квалификационной работы. Поскольку содержание данных документов известно выпускнику заранее, то его задача подготовиться к ответу на содержащиеся в отзыве и рецензии замечания. Это второй этап защиты. Как правило, после произнесения защитной речи председатель или секретарь государственной экзаменационной комиссии зачитывает отзыв и рецензию и предлагает выпускнику ответить по существу на замечания научного руководителя и рецензента.

-        Отдельная тема – это подготовка к ответам на вопросы государственной аттестационной комиссии и способность вести дискуссию по теме дипломного исследования. Для подготовки к этой части защиты рекомендуется составить для себя примерный перечень тех вопросов, которые могут быть заданы, и заранее подготовить ответы на них. Понятно, что угадать в точности все вопросы комиссии невозможно, но спрогнозировать их примерный набор вполне по силам тому выпускнику, который самостоятельно выполнял свое дипломное исследование, владеет соответствующим научно-методическим аппаратом и понимает степень изученности той проблемы, которой он занимался в рамках своей выпускной квалификационной работы.

-        При подготовке вариантов ответов на возможные вопросы комиссии следует обратить внимание на их доказательную базу. Чем более точно и аргументировано выпускник будет отвечать, тем более благоприятное впечатление это оставит у комиссии.

-        Если защитная речь достаточно строго ограничена по времени, то дискуссия может затянуться на неограниченное время и вовлечь в себя не только выпускника, но и всех членов комиссии, если их научные взгляды не совпадают по какому-либо вопросу.

-        Нужно помнить, что краткое содержание защитной речи, вопросы и ответы протоколируются секретарем государственной аттестационной комиссии и служат основанием для выставления итоговой оценки.

-        После завершения ответов на вопросы и учебной дискуссии защита выпускником дипломной работы считается завершенной, и комиссия переходит к ее обсуждению, завершающемуся выставлением итоговой оценки.

Непременным условием правильной защиты является доброжелательность и корректность, уважительность по отношению к оппонентам. Хорошим тоном со стороны выпускника является выраженная им благодарность по отношению к научному руководителю, рецензенту, членам комиссии, которая должна завершать данную процедуру.