На каждого человека, который получает статус студента, ложится ответственность за подготовку к экзаменам. Кроме ежедневной работы на занятии требуется тщательное изучение дополнительной литературы, подготовка проектов. А если дело касается экзамена, то здесь нужно готовиться отвечать по конкретному списку вопросов. Их выдает преподаватель и из-за большого количества пунктов требуется выделить много времени на их изучение. Иногда приходится заучивать материал и днем, и ночью. В итоге, если студент получает не ту оценку, он попробует пересдать. И нередко преподаватели отказываются идти на встречу. В таких случаях студент уже не может рассчитывать на стипендию или на красный диплом.
Оспаривание оценки не всегда целесообразно. Перед проведением такой процедуры, нужно правильно понимать свои силы. Самой распространенной, первой причиной является то, что, многие студенты берут за привычку готовиться к экзамену за несколько дней до сдачи. В итоге понимания информации и предмета - ноль, и преподаватель это понимает сразу. Если студент подаст заявку на пересдачу, то конечная оценка может быть даже ниже первоначальной. Ведь задача экзамена - подтвердить знание предмета, а не умение вызубрить материал.
В качестве второй причины низких оценок выступает отношение преподавателя к студенту. Существование предвзятого отношения объясняется несколькими факторами. Так, часто при отсутствии на парах или несдаче первой сессии, преподаватель составляет определенное (негативное) мнение об учащемся. Даже дальнейшие исправления своих ошибок не влияют на первое впечатление. Если оценка действительно не соответствует знаниям, то в данном случае необходимо задуматься об обжаловании.
Третьей причиной многие студенты называют намеренное занижение баллов из-за коррупционных схем. Объясняется это тем, что так отсеивают количество получателей повышенных стипендий и экономят бюджет ВУЗа. Эта причина заниженных оценок недоказуема на практике и пресечь такие манипуляции невозможно. Но если учащийся уверен в своих оценках, следует отстаивать свои права.
Для того, чтобы подать апелляцию, достаточно желания студента. Доказывает предвзятость преподавателя учащийся непосредственно перед комиссией. Потому для позитивного итога нужно действительно знать предмет на уровне запрашиваемой оценки.
Осуществлением процедуры изменения оценки занимается отдельный апелляционный комитет. В 2011 году Министерство образования России приняло решение по поводу обязательного создания при ВУЗах такого комитета. Специально отобранные лица отвечают за принятие запросов и проведение аттестационных операций. Важным моментом является привлечение к участию в пересмотре оценок не только преподавателей, но и студентов.
Процедура состоит из нескольких этапов. В первую очередь подается заявление на имя ректора образовательного учреждения. В нем прописывают свою жалобу на выставленную отметку и просьбу провести пересдачу. Апелляционная группа рассматривает документ и выносит решение по поводу возможности пересмотра баллов. На данный этап в каждом университете выделяют свою норму по дням.
Несмотря на простоту первого шага, есть несколько особенностей. Согласно правилам, подавать заявление студент имеет право только в день проведения экзамена. Такой алгоритм подходит для тех экзаменов, которые принимают в устной форме. Письменные работы требуют времени для проверки и баллы за них объявляют не сразу. Потому обжалование оценки производится в день выставления оценки преподавателем - тогда же студентам выдают их работы для ознакомления.
После того, как комиссия одобрила жалобу, должно состояться слушание. Апелляция представляет собой собрание, на котором и студент и преподаватель объясняют свои точки зрения. Апелляционное заседание не является пересдачей, поэтому доказывать знания не потребуется, вместо этого нужно донести до членов комиссии необходимость направления человека на переоценку знаний.
Несмотря на возможность апелляции, большинство студентов не используют эту возможность, даже если они недовольны полученными оценками. Такая ситуация складывается из-за нехватки знаний о процедуре и законодательных норм, позволяющих апеллировать к преподавателям. Особенно это касается неудовлетворительных баллов, которые проставляются за госэкзамены или защиты диплома. Есть мнение, что если бы студенты пользовались правом апелляции, отличников в ВУЗах было бы гораздо больше.
Когда студент решает подать апелляцию на преподавателя, он должен быть уверен в своей правоте, ведь многие вступают в спор только затем, чтобы получать стипендию, хотя соответствующих знаний не имеют. Каждый желающий подать апелляцию должен разбираться в учебном материале для своего уровня, ведь комиссия может задать вопрос из несданного экзамена, и если человек на него не ответит, он может получить отказ в пересмотре экзамена.
Студент должен всегда отстаивать свои права, несмотря на нежелание злить преподавателей, поскольку это делает его специалистом в своей сфере. От каждой оценки и ситуации зависит его профессиональное будущее, поэтому важно практиковаться и требовать качественной оценки своих знаний.