Независимое мнение о ЕГЭ а точнее о минусах и предпосылках для отмены данной методики оценки знаний.
О ЕГЭ (нужен он или нет) достаточно говорено во всех СМИ, даже многократно на всех национальных телевизионных каналах. А сколько специальных и аналитических передач было посвящено ЕГЭ и не перечислишь! Но нигде я не слышал того, о чём хочу рассказать вам. Честно признаюсь – боялся. Боялся, как минимум, остаться без работы, потому что факты, которые я доведу до вас, говорят о гибельном вреде, нравственном уродстве, психологическом травматизме и деградации наших детей, в то время как они должны быть всесторонне развитыми личностями и достойными гражданами нашей страны. Это не пафос, я перехожу к фактам.
Почти во всех школах нашего района, да что района, области и, я уверен, по всей стране, учащиеся 11 класса переходят на внутреннее школьное специальное расписание. Они осваивают только пять общеобразовательных дисциплин, которые входят в перечень ЕГЭ. Естественно, это расписание не вывешивается, оно доводится только для классных руководителей, которые следят за его неукоснительным соблюдением. Все остальные предметы: химия, биология, физика и т. д. полностью игнорируются. Про физическое воспитание и труды я вообще молчу. Справедливости ради отмечу, что первые три предмета (плюс английский язык) идут как предметы по выбору, но это никоим образом не меняет суть дела. Что негативного скрывается за вышесказанным?![]()
Во-первых: ученики не получают общеобразовательных знаний, не развиваются как личности и физически (какой тут здоровый образ жизни), - из них готовят роботов по сдаче ЕГЭ. А всё этот пресловутый рейтинг! О нём ещё будет сказано.
Во-вторых: помимо специального расписания, после обеда начинаются консультации по подготовке к ЕГЭ, которые сильно изматывают детей. Сами посудите: до обеда проходит 7-8 уроков, после обеда 2-3 консультации. Заметьте, бесплатные неоплачиваемые консультации. Из этого следует третья сторона…
В-третьих: создаётся нездоровый морально-психологический климат в педагогическом коллективе. Годовая нагрузка преподавателей утверждена, общешкольное расписание составлено согласно тарификации, а занятия в 11-х классах идут по специальному расписанию. Те преподаватели, которые не задействованы в ЕГЭ получают деньги, ничего не делая. И, наоборот, другие работают бесплатно, проводя послеобеденные консультации. По-моему, здесь комментарии излишни.
Ну, а теперь о рейтинге. Здесь больше всего страдают директора школ, на которых ежедневно, ежечасно, ежеминутно оказывается давление и прессинг со стороны вышестоящих чиновников. Районные и областные отделы образования, районные и областные администрации и другие, непонятно какие органы, неустанно ходят и звонят по школам, требуя высоких показателей. Скажите, пожалуйста, во что превратили ЕГЭ? В состязания чиновников всех уровней? В их карьерные амбиции? Какое им дело, грубо говоря, до ЕГЭ? Занимались бы лучше благосостоянием населения, больше заботились об их чаяниях и нуждах. Нет, их заботит, чтобы они были первые в рейтинге, чтобы об этом можно было сказать с высокой трибуны. И ещё… Финансовый вопрос. Не зря говорится: «За всяким большим состоянием кроется преступление». Еженедельно, минимум два раза в неделю, ученики 11 класса проходят пробное тестирование, подготовленное центрами тестирования различных масштабов.![]()
За каждое тестирование ученики сдают по 40-45 рублей, а кое-где и больше. Идём по минимуму. 11 класс (пусть даже он будет один в школе) состоит, в среднем из 25 человек. За неделю он сдаёт 2580 (40+40)=2000 рублей. За месяц – 8 000 рублей, за учебный год – 80000 рублей. И это только один класс одной школы. И это всё по минимуму. И здесь комментарии излишни. И последнее… Каждый год, начиная со времени ввода ЕГЭ, мы выпускаем молодое поколение дилетантов, которые нахватались только верхушек знаний по основным школьным дисциплинам. Настоящими, глубокими знаниями они не обладают. Как тут удержаться и не привести в пример следующее четверостишие:
«Дилетант на первый взгляд,
Вроде бы умён, не глуп.
Судит обо всём подряд,
А копнёшь поглубже – туп».