Отчет по практике (преедипломной) в области педагогики – это заключительная работа в учебном процессе, связанном с методами и особенностями преподавания дисциплин. Студенты, выбравшие профессию педагога, покидают стены учебного заведения, становятся квалифицированными учителями и преподавателями. Учебную практику можно проходить в школах, техникумах, колледжах или высших учебных заведениях.
Для студента педагогическая практика представляет собой стадию учебного процесса, которую, как и другие работы, оценивает преподаватель. Оценка складывается из деятельности студента в сфере преподавания определенного предмета, кроме того, учитывается работа классным руководителем или куратором. После того, как практическая деятельность завершена, пишется отчет о практике, при написании этой работы следует ориентироваться на определенные требования.
Эта работа состоит из следующих документов:
Практикант обязан регулярно вести дневник, в котором будут отражены мероприятия, проведенные в ходе учебной и воспитательной работы. Дневник является приложением к отчету, поэтому его своевременное заполнение является ключевым моментом на протяжении всей учебной практики.
Правильное заполнение дневника предполагает надлежащее оформление титульного листа, в котором содержатся сведения о данных студента, информация об учителе и руководителе практики. В дневнике должны быть следующие разделы:
Работа учителя заключается не только в проведении учебных занятий, но и в воспитательной деятельности. Именно поэтому в дневник нужно записывать и внеклассные уроки, которые проходили в период практической деятельности.
Это еще один важный документ практиканта, в котором указывается расписание занятий, список учеников, план по темам на учебный год по данной дисциплине, записи по просмотренным занятиям, конспекты для успешного проведения урока и мероприятий внеклассного характера. Основной текст отчета будет написан именно на основании информации, представленной в рабочей тетради.
В начале педагогической практики студент не будет проводить собственных занятий. Ему предстоит регулярно посещать уроки учителей в школе, делать полезные записи, задавать вопросы после урока и постепенно знакомиться с детьми. На основании собранной информации составляется анализ уроков, который представляет собой немаловажную часть отчета.
В этой части раскрываются следующие вопросы:
При оформлении характеристики необходимо указать сведения о количестве детей. Отдельно студенту рекомендуется указать количество учеников по половой принадлежности, описать их состояние здоровья. Далее следует проанализировать степень успеваемости детей, их взаимоотношения с педагогами, поддержание дисциплины во время учебных и внеклассных занятий. Студент может рассказать о самих особенностях коллектива (наличии лидеров, отношении к ним других учеников, наличии частых конфликтных ситуаций). Отдельный пункт – увлечения детей, их степень активности во время проведения различных мероприятий.
Чтобы составить характеристику на отдельного ребенка, нужно обратить внимание на его поведение в коллективе, определить степень дружелюбности, стремление становиться участником конфликтов, наличие достижений в учебной работе и во внеклассных занятиях.
Педагог, под руководством которого происходила практическая деятельность, обязан составить характеристику на практиканта. В этой части нужно определить знание практикантом преподавательских методик, умение применять знания в сфере психологии и педагогики при решении образовательных и воспитательных вопросов. После этого оценивается деятельность студента по подготовке и проведению занятий, определяется его собственное отношение к педагогической деятельности. На характеристике должна стоять печать директора учебного заведения, документ прикладывается к основному отчету.
Таким образом, составление отчета по педагогической практике студента – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов и заполнение специальных документов. Составлять отчет рекомендуется понятным и лаконичным языком, без просторечных выражений. Не следует приступать к работе в последний день, после практики, заполнение документов целесообразно после каждого дня, проведенного в школе или техникуме.