Период обучения в ВУЗе — это не только серьезный этап в жизни молодого человека, но также и важнейшая подготовка для будущей жизни.
Вы можете возразить, сказав, что, мол, много выпускников не работают по специальности, и диплом всего лишь бумажка… и в чем-то будете правы. В таком случае, логично будет задать ответный вопрос — а зачем тогда тратить целых пять, а то и шесть драгоценных лет на учебу? Может проще «нарисовать» или купить в переходе эту «бумажку»?
В «смутное время» начала 90-х годов некоторые может быть и согласились бы, что так действительно проще – этакий лифт в высшее образование, но поколение XXI века в своем большинстве возразят, мотивировав это тем, что диплом ВУЗа должен быть подлинным, а знания реальными. Без этого человек несостоятелен и не будет востребован.
Говоря языком экономики, хорошее высшее образование — это инвестиции в человеческий капитал. Абитуриент, выбирая ВУЗ, должен четко осознавать, зачем он это делает, что даст ему выбранное высшее учебное заведение, позволит ли получить высокооплачиваемую престижную работу, расти профессионально, делать карьеру… От этого также зависит и эволюция системы образования в целом.
В силу сложной демографической ситуации проблемой выбора озаботились и ученые – экономисты и социологи. Они стали проводить исследования среди выпускников школ и первокурсников на предмет мотивации в выборе ВУЗа и будущей профессии. Результаты были более чем интересны: одна треть респондентов отдали предпочтение в выборе учебного заведения его престижности, у некоторых получилось совместить интересы и «нужный» ВУЗ. Вторая часть опрашиваемых была привлечена высокими заработками в той или иной области. Степень «интересности» профессии и степень профессионального соответствия ей учитывался далеко не всегда. Третья часть дали другие ответы.
В результате проведенных опросов у ученых сложилось такое мнение, что молодые люди стремятся получить высшее образование в основном из-за статуса в обществе, расширения кругозора, веселых студенческих лет, материальной выгоды, а вот получение диплома как такового было отмечено меньшинством. Девушки же приоритеты расставили немного по-другому. На первом месте у представительниц прекрасного пола стали материальные мотивы, за ними идет статус, потом культурный кругозор и возможность получить диплом как таковой и заняться бизнесом. Но, в целом, цели одни — материальная выгода и статус в обществе.
В исследовании также фигурировали и ответы родителей абитуриентов и первокурсников, которых также спросили о мотивах выбора ВУЗа ребенком. Начнем с того, что на 50% ВУЗ выбирался родителями, которых больше интересовали вопросы: сложности вступительных испытаний, оплата за обучение, если ребенок не проходил на бюджетное отделение (приоритет у абсолютного большинства был отдан ВУЗам с меньшей оплатой за обучение), дальнейшее трудоустройство, наличие военной кафедры, уровень заработной платы в данной сфере деятельности, программа кредитования и прочие материально-бытовые вопросы.
Родители подходили с позиции личного опыта, абитуриенты же к таком выбору чаще всего подходят индифферентно — «родители сказали, что так будет лучше» в силу этого, список определяющих критериев невелик: востребованность на рынке труда, престижность «альмаматер», наличие интересной специальности, уровень преподавания в ВУЗе. При этом на первое место выходит именно качество преподавания.
Очень интересно то, что местные абитуриенты (например, москвичи) чаще всего руководствуются мнением родителей и идут поступать туда, где, по мнению родителей, лучше всего. Что же касается абитуриентов с периферии, то на их мнение родителей влияют гораздо меньше. Из выбор более осознанный, а цель четко обозначена.
Наш интерес к обозначенной теме также обусловлен еще одной особенностью, которую отметили ученые-социологи в своих работах. Этой особенностью является то, что выбор учебного заведения становится чуть ли не спонтанно принятым решением накануне. Задумавшись, мы пришли к выводу, что вероятнее всего это связано с очень несообразной системой вступительных испытаний. ЕГЭ, список обязательных экзаменов меняется чуть ли не в последнюю ночь перед испытаниями, один ВУЗ убирает предметы, второй добавляет, путаница с проходными баллами, признанием результатов ЕГЭ и т.д. В итоге, многие абитуриенты стали подавать документы в несколько ВУЗов одновременно, чтобы поступить хоть куда-нибудь. Часть вузов такие минимумы не устанавливали, часть престижных вузов ввели ограничения по минимальным баллам для поступления на некоторые специальности. Аргументы администрации вузов, установивших минимумы, были связаны с отбором наиболее подготовленных абитуриентов.
Очень непростая ситуация сложилась с олимпиадами. Это, конечно, не альтернатива ЕГЭ, однако, в то же время, это серьезный аргумент в пользу того «взять» или же «не взять» данного абитуриента.
И еще одна тема, которую хотелось бы затронуть — государственные и негосударственные ВУЗы. Как ни странно, общество, так упорно стремящееся стать капиталистическим панически боится негосударственной собственности. Парадокс!
Ученые и здесь решили разъяснить ситуацию, оказалось, что все не так страшно и сегодняшних абитуриентов не слишком-то волнует форма собственности высшего учебного заведения. Самое главное, чтобы диплом «позволял работать не только на Родине». Останавливает процесс развития этого отношения молодых людей, предвзятое мнение старшего поколения, которые напуганы «МММэмией» и не верят «коммерсантам», а также и мнение некоторых работодателей, которые, почему-то считают выпускника коммерческого ВУЗа, «липовым» специалистом за которого «учились» деньги. Но, благо, что это явление стереотипного панического ужаса перед всем негосударственным встречается все реже и реже, а выбор ВУЗа происходит, все же, в соответствии с желанием быть специалистом и работать по специальности.