Очень много учащихся, независимо от того, находятся ли они в средних или высших учебных заведениях, учатся не то чтобы хорошо. Многие из таких вообще перебиваются с двойки на тройку, что печально. И все ученики, наверное, хотели бы свою успеваемость повысить – у кого-то личные амбиции, кому-то родители пообещали за оценки определенное вознаграждение и т.п.
Но мотивация мотивацией, а «воз и ныне там». Чтобы действительно поднять свою успеваемость в учебном заведении, нужно в первую очередь выяснить причины такого положения, выявить «корень зла», установить причинно-следственные связи и т.д. То есть произвести своеобразный анализ обучения, целью которого будет ответ на вопрос: что мешает получать хорошие оценки? А стоит найти и устранить причину проблемы, как благоприятное следствие не заставит себя долго ждать.
Что характерно, большинство что студентов, что школьных, имеют одни и те же причины плохой успеваемости. Да, хоть все люди и разные и другого такого уникума нигде не найти, тем не менее определенные группы причин, влияющих на получение плохих отметок, вычленить все же смогли. Всего этих самых распространенных причин три. Не все так очевидно с индивидуальностью человека, пожалуй.
Что скрывать, мало кто из сегодняшних детей и молодых людей пылают страстным желанием учиться, учиться и еще раз учиться. Новые знания и изрядно погрызенный гранит науки уже не так пленителен, как это было с предыдущими поколениями учащихся. Хотя кто их знает, эти поколения? Может до нас доходят только мифы и завуалированная родительская пропаганда? Но сегодняшних учащихся тоже можно понять, если положить руку на сердце. По крайней мере, понять их философию. В век, в который всю информацию можно одним кликом достать из Интернета, мотивации учиться уже не остается места. Казалось бы, зачем тратить лучшие годы жизни, просиживая за учебниками и тетрадями, когда при необходимости все данные можно найти просто моментально? Но увы, такой подход к обучению в корне неправилен. Он всегда выходит боком во взрослой жизни.
Само отсутствие желания учиться, конечно же, не так уж и страшно. Всегда можно найти работу, при которой никакие знания и не понадобятся. Страшно совсем другое – когда человек не учится, то этот процесс у него чем-то замещается. Учеба же, согласно ее официальному определению - систематический процесс получения новых знаний. Подчеркиваем здесь слово «систематический». Когда человек чему-то обучается, то он не разбрасывает свое внимание и усилия направо и налево, то есть фокусируется на чем-то. Студенчество особенно это поймет, потому что когда курсовую нужно написать за 2 дня, а то и за ночь, то ни на что другое обратить внимание уже просто не получится.
Учащиеся, который замещают процесс обучения чем-то, что им кажется более интересным, действуют, в основном порывисто, фрагментарно. Сейчас захотелось одного, а через пять минут уже другого, внимание постоянно переключается. В результате же в голове человеку укореняется философия «Нравится – не нравится», которая на самом деле достаточно губительна. Приходит человек с такой философией на работу, даже на ту, где не требуются знания, но вдруг ему там что-то не понравилось. И вот он, с означенной философией, тут же увольняется и идет себе дальше. Немалое количество людей так и перескакивают всю жизнь с места на место, нигде надолго не задерживаясь. В любом окружении можно найти таких людей, и обычно их негласно или даже гласно осуждают. А ведь с чего все началось? С такого, казалось бы, банального нежелания учиться. Пожалуй, теперь всем понятно, почему именно с этой причины начат список причин плохой успеваемости. Она не только самая распространенная, но еще и самая опасная в расчете на долгосрочный период.
Вот, например, для чего учиться ребенку какого-нибудь миллионера? Уже сейчас у него имеются все материальные блага, и в будущем они навряд ли куда-нибудь денутся. Понятное дело, мотивации у таких обеспеченных учащихся взяться просто неоткуда. Но так почему же такие элитарные родители вообще отправляют детей учиться, притом выбирают для них лучшие школы и порой тратят на обучение потомков целые состояния? Естественно, ими движут не садисткие наклонности и вообще мучить своего ребенка никому не захочется. Но дело в том, что зачастую среди миллионеров все люди как на подбор адекватные, многие из них заработали свое состояние легально, своими собственными руками. Так что они понимают, что если с детства у человека нет в жизни никакого сопротивления, то это прямой путь к полной деградации личности.
В этом мире выживают и процветают только те, кто борется и сопротивляется. А путь сопротивления человека начинается как раз с обучения, всевозможных тренировок, соревнований, самообразования и т.д. Богатые родители, находящиеся в здравом уме, все это понимают лучше других, поэтому и заставляют своих детей учиться и учиться очень много. Как показывает практика, дети, которые вняли призывам родителей и упорно учились, в итоге оказываются готовы продолжить дело своих родителей или же преуспеть в любой другой области.
Хотя в условиях России этот пример оказывается достаточно призрачным. Сегодня у учащегося «богатенький папа», а завтра бизнес рухнул, состояние пропало, какие-то реформы или другие радикальные изменения и все, обеспеченное будущее испарилось. Так что рассчитывать на деньги родителей, представляя себе безбедную жизнь до конца дней, по меньшей мере неразумно. Рассчитывать в этой жизни нужно в первую очередь на самого себя! В общем, получается, что вторая причина является своеобразным продолжением первой – отсутствия желания к учебе. На нем все и зиждется.
Речь идет о слабых способностях школьника, а потом и студента к учебе. И пусть эта причина встречается не так часто (что к счастью), но проблема реально существует. Нет таких людей, которые бы одинаково успешно усваивали информацию из любой области знаний. И не все могут в равной степени успешно обучаться по одной и той же схеме, на кого-то, например, традиционные методы учебы не действуют совершенно, требуется индивидуальный подход. Но система образования работает только по одной схеме, в ней не будут спрашивать о том, кто как хочет учиться, кто может так, а кто иначе.
Справедливости ради нужно сказать, что ученые, которые образовательные схемы и составляют, прекрасно понимают, что нельзя всех образовывать «под одну гребенку». Но знать-то они знают, а поделать не могут ничего. Не хватит никакого бюджета никакой страны, чтобы создавать под каждого индивидуальную образовательную систему. И что же делать в этой непростой ситуации учащемуся, которому как раз таки классическое образование не подходит? Продолжать перебиваться с двойки на тройку? Отнюдь. Жизнь в современном мире хороша как раз тем, что всегда и везде можно найти альтернативу. В обучении в том числе.
Хороший вариант – обучающие видеокурсы, которые можно найти практически по любому предмету, в любой области и вообще на любой вкус и цвет. Интернет заполонен всевозможными видеоуроками, начиная от макияжа и заканчивая мастер-классом по изготовлению лодки. Но не все знают, что там же есть и огромное количество материала по образовательным предметам, а также все больше распространяется репетиторство через Скайп. Так что при неспособности учиться по классической схеме, всегда можно найти подходящий вариант.