Все из нас либо учились, либо учатся сейчас в школе. Это базовое учебное заведение имеет своей целью передать общие знания из определенного набора предметов и наук, но почему-то учиться ни в одной школе не учат. Хотя, казалось бы, с образования такого навыка стоило бы процесс учебы и начинать. Но нет, почему-то предполагается, что человек должен сформировать в себе такое умение как нечто само собой разумеющееся – пройдя естественный путь проб и ошибок и решив, каким же образом учиться лучше всего. Довольно странное и уж точно опрометчивое решение со стороны системы образования.
В отличие от такой радужной теории, на практике оказывается, что большое количество учеников даже выпускаясь из школы, не понимают, как же надо учиться и что конкретно для этого процесса делать. Не лучший «шаг во взрослую жизни», не правда ли? С таким неумением учиться молодой человек приходит уже в высшее учебное заведение, где все гораздо серьезнее, чем в школе, и ему явно не становится легче. И все это продолжается в течение всей жизни, так что успеха в обществе можно и не ждать. Печальная картина.
А ведь, что интересно, на хорошие рабочие места в сегодняшнем мире предпочитают брать и берут только тех людей, которые сумели себя показать именно в научной или образовательной деятельности, да и просто очень хорошо учились, попутно побеждая на каких-то олимпиадах или конкурсах. Все это говорит о том, что такой человек будет способен создавать качественные рабочие проекты, вести исследовательскую деятельность и т.д. и т.п. Те же люди, которые окончили высшее учебное заведение только ради корочки с ощущением полной уверенности того, что с ней они всегда и везде получат любую должность, в глазах работодателей выглядят на самом деле совершенно не лучшим образом.
Можно представить себя на месте человека, который принимает на работу сотрудников. Вот перед вами два соискателя, причем с одинаковыми дипломами. Но только один из них принес только этот самый диплом, а другой еще и всевозможные грамоты, свидетельства, гранты и все такое прочее, которые были им получены на ниве научной деятельности. Что скрывать, человек, который уже достиг каких-то определенных успехов, выглядит гораздо привлекательнее в качестве потенциального работника, чем тот, который, быть может, на протяжении нескольких лет сессии проплачивал или же перебивался с двойки на тройку.
То есть, совершенно ясно, что человек, который умеет учиться, добьется в этой жизни немалых успехов, и не только в деле устройства на работу. Ведь у таких людей уже сформирован навык достижения запланированного результата. Если человек однажды написал проект, который был принят и одобрен комиссией, то у него на всю жизнь отложится в голове соответствующий алгоритм, который можно будет применять не только на работе, но и в практически любых жизненных ситуациях. Вот, к примеру, план любой научной работы: актуальность исследования, объект, предмет и методы исследования, выводы и полученные по исследованию результаты. Такой, пусть и условный план применим практически к любой банальной ситуации в повседневной жизни, если посмотреть на нее под определенным углом.
Если рассмотреть каждый такой пункт в отдельности и разобраться в нем, то получится:
Решение любой проблемы и любое исследование начинается с актуальности вопроса. То есть, если что-то мешает человеку жить, вернее, жить нормально и комфортно, то само собой, что для него эта проблема очень актуальна. Например, если у человека на даче что-то постоянно подворовывают, то это его волнует несравнимо больше, чем неблагоприятная экономическая ситуация в Уганде. И так как неприятности в Уганде не являются для него актуальными, то он и не будет писать письма, содержащие в себе сетования или же рациональные по его мнению идеи, во всевозможные международные организации. Отсюда очень хорошо понятно, что только актуальность способна побудить человека совершить какие-то действия. Пока в доме не стали бы пропадать вещи, человек бы и пальцем не повернул, но вот случилось воровство и все изменилось. Даже этого пункта уже достаточно, чтобы понять, что проведение научного исследования совсем не далеко стоит от обычной жизни. Но то ли еще будет!
В любой научной работе объект исследования выделяется в первую очередь для того, чтобы обозначить ее границы. Вернемся к ситуации с воровством – человек начинает думать, кто же тащит у него с дачи вещи? Может быть, соседи? Нет, они люди хорошие, с ними давно установлены дружеские отношения и т.д. и т.п. Гости этих соседей? Странно, не едут же люди за город в гости только за тем, чтобы соседние дома обворовать. Получается, что это, скорее всего, наркоманы или бомжи, которым нужно хоть чем-то поживиться. Итак, круг подозреваемых существенно сузился, «объект исследования» выделен, но все равно не совсем понятно, кого же обвинить и наказать. Что дальше?
Предмет исследования.
Предмет всегда меньше объекта исследования, он уже конкретно указывает на то, что исследуется. Например, если объект работы – Пенсионный фонд, то предмет – функционирование этого фонда. Говоря же о ситуации с воровством на даче, получается, что из круга всех бомжей и наркоманов нужно вычленить самых подозрительных личностей. И не только с особым чувством их подозревать, а еще и начать что-то делать.
С помощью каких-то определенных последовательных поступков нужно будет конкретно выяснить, кто же из этих нескольких особенно подозрительных личностей все же обворовал дом. В данном случае, самым логичным и действенным методом будет взять с собой участкового и пройтись по местам, где эти бомжи и наркоманы обретаются, а последние, наверняка, где-то живут даже на постоянной основе. Где-то что-то из украденных вещей подтвердить догадки, если, конечно, их не успели сбыть.
Выводы и результаты исследования.
Как результат такого практического «исследования» - преступник пойман, справедливость восторжествовала, а украденные вещи (при хорошем раскладе) возвращены. Вывод же следующий – в доме нужно установить сигнализацию, укрепить окна и двери, заменить замки и т.д.
Из вышеизложенной истории же вытекает такой вывод: если у человека есть навык и умение учиться, то он сможет им воспользоваться всегда и везде. А что же делать, если такого умения нет, если не научили или сам не научился? Ничего страшного, любой студент или школьник может при желании благополучно освоить этот навык!
Начинать нужно с постановки четкой цели. Без цели вообще ничего и никогда не нужно делать. Если цель плохо сформулирована, то все действия человека заранее обречены. Так что стартовать необходимо с точки «цель», это нельзя не повторить. И цель эта должна обладать конкретными характеристиками – это должна быть SMART-цель! Что под этим определением понимается? На самом деле это аббревиатура от Specific, Measurable, Achievable, Realistik, Timed – конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, имеющая четкие временные границы цель. Эти свойства правильной цели нужно запомнить раз и навсегда, чтобы всегда поверять по ним возникающие желания.
Другой наиважнейший компонент умения учиться – высокая мотивация к достижению поставленной цели. Помимо непосредственно ориентира, естественно, нужны какие-то действия, при помощи которых можно будет к нему приблизиться. Но у них должна быть и серьезная подпитка, иначе не составит труда оставить всю деятельность на полпути. Например, если в качестве цели поставлены золотая медаль или красный диплом, то в качестве мотивации можно установить систему ежемесячных маленьких праздников, словно в награду за промежуточные успехи. Перспектива приятных минут будет подстегивать сознание учиться упорнее, а все неприятные и трудные момент будут этим скрашиваться. Если знать, что после каждой хорошей оценки за контрольную будет стоять поход в кинотеатр, то стимул написать работу хорошо не заставит себя ждать!
И самое главное – все те знания, которые будут получены по мере достижения поставленной цели, и станут в результате теми самыми преимуществами, той самой наградой, которые будут служить человеку верой и правдой всю его оставшуюся жизнь! Кстати, есть небольшой секрет в достижении цели – никогда на самом деле ее не достигать, а только дополнять и слегка отодвигать. Перманентное движение к идеалу как ничто другое совершенствует человека и приносит ему все новые и новые прекрасные плоды!