Чтобы разобраться с подобной проблемой, необходимо для начала взглянуть на ситуацию со стороны и попытаться понять, какова природа возникшего непонимания. Во всем ли виноват преподаватель? Или источник возникшего конфликта все-таки вы?
Первая ситуация: вы не понимаете вообще ничего.
Если вы столкнулись с тем, что вам не удается понять ничего из того, что говорит преподаватель, то, скорее всего, виноваты в этом вы сами. Все-таки вы учитесь в отечественном ВУЗе, и преподаватели говорят на родном для вас языке, который до этого вы прекрасно понимали. В этой ситуации не понять ничего из речи преподавателя весьма сложно, и если вы действительно не можете разобраться в том, о чем идет речь на лекции или семинаре, то причина кроется исключительно в вас.
Скорее всего, у вас отсутствует фундамент из базовых знаний, получить которые вы должны были еще в общеобразовательной школе. Иными словами, вы не очень-то хорошо учились до этого, а теперь, при получении высшего образования, это аукнулось в полной мере. Но наша задача – не корить вас за прошлые ошибки и не читать нотации о необходимости делать уроки в школе. Сейчас самое главное – исправить ситуацию и вернуть процесс получения знаний в нормальное русло.
В этом случае главное правило: перестаньте во всех бедах винить кого-то и начните с самого себя. Вообще есть очень неплохое правило, которое подойдет практически для всех жизненных ситуаций: за все хорошее благодарите обстоятельства, а за все плохое ругайте только себя. Не помешает им воспользоваться и сейчас, когда вы столкнулись с тем, что не можете понять преподавателя.
Итак, если вы хотите начать понимать суть лекций, то готовьтесь к ним. Восполните пробелы в знаниях самостоятельно, изучите то, что пропустили по собственной вине. Еще очень неплохой способ: попросить у преподавателя темы следующих лекций и перед их посещением изучить необходимую литературу. Это поможет лучше ориентироваться в речи преподавателя и спокойно следить за его мыслью, не переживая из-за возникшего непонимания.
Если вы последуете нашему совету, то уже через пару недель с удивлением отметите, что наконец-то начали «врубаться» в то, что происходит на занятиях и вникли в суть предмета.
Вторая ситуация: вы не улавливаете лишь часть того, что говорит преподаватель
Зачастую студент сталкивается с тем, что в целом он понимает преподавателя, и только часть информации остается ему непонятной. В том случае, если вы не улавливаете лишь чуть-чуть из того, что говорит преподаватель, не стоит волноваться. Редкому человеку под силу великолепно разбираться во всех дисциплинах, преподаваемых в ВУЗе.
Но если в течение одной лекции вы довольно часто теряете нить рассуждений и перестаете понимать преподавателя, это уже тревожный звоночек. Ведь рано или поздно у вас произойдет несостыковка уже имеющейся информации с новой, вам станет непонятно и неинтересно то, что происходит на лекциях, и в итоге вы вряд ли сможете сдать экзамен этому преподавателю.
Потеря интереса к предмету и лектору чревата большими трудностями, ведь именно интерес играет ключевую роль в процессе обучения. Если студенту неинтересна информация, то даже самый талантливый профессор вряд ли вобьет ему ее в голову.
Еще один важный момент: если вы замечаете, что контроль над происходящим утрачивается, то в вас невольно начинает нарастать раздражение. В нашем случае это значит следующее: как только вы сталкиваетесь с тем, что не понимаете часть из того, что говорит преподаватель, вы начинаете раздражаться. Затем раздражение накапливается, как снежный ком, раз за разом его становится все больше, и потом оно легко перерастает в гнев.
Результатом этого может стать неконтролируемое поведение, когда ваш гнев выплескивается на окружающих, заставляя их думать, что у вас с головой не все в порядке.
В связи с этим всегда следует помнить о двух правилах:
üЕсли вы уже попали в такую ситуацию, старайтесь контролировать себя и не наломать дров из-за своего плохого настроения. Гнев только ваш и никто не должен от него страдать.
üПодобное поведение уже давно изучено, многие с ним сталкивались на практике, поэтому не стоит повторять чужих ошибок – гораздо умнее учиться на них.
Разумнее всего в такой ситуации вести себя сдержанно. Не стоит сразу начинать кричать на всю аудиторию о том, что вы ничего не понимаете. Как подсказывает опыт, если что-то непонятно вам, то, скорее всего, это не очень-то понятно и вашему соседу. Поэтому немного подождите: наверняка в аудитории найдется более сдержанный и разумный человек, который задаст уточняющие вопросы. А после ответа преподавателя вы уже без труда сможете разобраться в происходящем.
И, к слову сказать, в таком поведении есть свои весомые плюсы. Если вы не будете каждый 10 минут задавать уточняющие вопросы и просить повторить ту или иную мысль, вы невольно произведете впечатление человека, который все схватывает на лету. А согласитесь, то получить репутацию умного студента, не прикладывая к этому особых усилий, очень даже неплохо.
На первый взгляд это мелочь, на которой не стоит заморачиваться. Но ведь молчаливое признание своих друзей-сокрусников во время самых сложных групповых занятий – это одно из самых приятных чувств, которые может пережить студент. Признание чрезвычайно важно для любого человека, а уж в студенческие годы оно просто необходимо. Ведь с его помощью формируется самооценка, которая в будущем благоприятно скажется на вашей уверенности в себе.
Учитывая все сказанное, будьте сдержанны и не приставайте к преподавателю из-за каждой мелочи. Исключение можно сделать разве что для тех случаев, когда вам необходимы уточнения и разъяснения прямо здесь и сейчас. Согласитесь, что во время выполнения тестовой работы или при написании контрольной изображать из себя молчаливого умника, чтобы потом получить неуд – не самое здравое решение, которое может прийти в голову студенту.
В любой другой ситуации, если вам что-то непонятно, помните, что это не вселенская катастрофа. Уточните потом, загляните в учебник, пробежите глазами дополнительную литературу, задайте свой вопрос Гуглу. Не прерывайте лекцию: уважайте и своего преподавателя, и свой коллектив. Ведь вы учитесь вместе, и никто не обязан заниматься исключительно вами во время групповых занятий.
Чтобы более наглядно представить себе, почему не стоит дергать преподавателя по каждому пустяку, разберем ситуацию на примере. Во время лекции в среднестатистической студенческой группе из 30 человек 15 играют в телефон, еще 5 увлечены прослушиванием музыки. Но оставшиеся 10, как правило, внимательно следят за лекцией, вникая во все, что говорит преподаватель. При прослушивании материала у них в голове возникают образы, которые выстраиваются в логическую цепочку. И тут какой-нибудь умник все рушит своим вопросом «Повторите, а в каком году впервые доказали эту теорему?».
XXIвек на дворе, можете и сами в Интернет заглянуть, верно? Зачем же портить лекцию и сбивать с мысли и преподавателя, и студентов? Будьте уверены, подобные выкрики и уточнения выводят из себя окружающих, а вам оно надо - наживать себе врагов среди однокурсников и бесить без повода преподавателя?
Если так уж жаждете уточнений, отложите их до перерыва. И вообще помните еще одно чудесное правило: относись к окружающим ровно так, как хочешь чтобы относились к тебе. Такая позиция очень помогает в жизни.
Итак, подведем итог по описанной ситуации. Если вы не понимаете часть из того, что говорит преподаватель, не нужно его сразу же перебивать и задавать вопросы. Подождите, пока появится свободное время.
Скорее всего, пока вы будете ожидать перерыва для того чтобы уточнить неясные моменты, все и так станет понятно: или по ходу самой лекции или из-за вопросов ваших менее тактичных товарищей. И не забывайте: каждый сдержанный порыв – это маленький плюс для вас и еще один шанс завоевать со временем признание сокурсников и преподавателей.
Третья ситуация: вам не понятна бОльшая часть из того, о чем говорит преподаватель.
Если в первой описанной нами ситуации вина целиком и полностью лежит на самом нерадивом студенте, то в данной ситуации, скорее всего, виноват сам преподаватель. За всю свою студенческую жизнь каждый из нас хотя бы раз (а особо невезучие и чаще) сталкивается с преподавателем, который ведет лекции не лучшим образом. Они не просто малопонятны, они зачастую даже чудовищны!
С чес это может быть связано? Да практически с чем угодно. Одна из первых вероятных причин – возраст. Сегодня во многих ВУЗах читают лекции те, кто читал их еще в прошлом веке, причем далеко не в самом его конце. Если ваш преподаватель находится в преклонном возрасте, постарайтесь не выказывать своего раздражения. Поймите, что ему для проведения лекции требуется гораздо больше усилий, чем любому другому его коллеге.
Если вы с трудом понимаете его лекции, не сбивайте его вопросами. Лучше уточните все непонятное самостоятельно. Так вы сможете и с пониманием отнестись к пожилому преподавателю, и заодно отточить навыки поиска информации, которые вам очень пригодятся. К тому же расширив свои познания, вы сможете и блеснуть умом перед сокурсниками, и порадовать преподавателя.
Но если вы мало что улавливаете из речи достаточно молодого преподавателя, то, скорее всего, вам «посчастливилось» попасть на довольно интересный тип, который мы называем «шаляй-валяй». Он очень любит рассказывать самые разные истории, и его не останавливает тот факт, что к теме лекций и даже самому предмету они имеют весьма опосредованное отношение.
Еще один вариант шаляй-валяй – это преподаватель, который вроде бы и по теме говорит, и к лекции готовился, но все равно никак не может донести свою мысль до сидящей перед ним аудитории. У такого учителя лекции не понимает подавляющее большинство студентов.
Как изменить ситуацию и подкорректировать поведение такого преподавателя? Ведь вы все-таки пришли в ВУЗ за знаниями, и хотелось бы их в итоге получить, верно? Рычаги воздействия в данном случае могут быть двух типов: это воздействие снизу и воздействие сверху.
Если вы выбрали воздействие сверху, то вам практически ничего не придется делать. Достаточно просто собрать подписи большинства студентов вашего курса или группы, и отнести коллективную жалобу руководству кафедры или самого ВУЗа.
И не беспокойтесь, отчислять вас за такую «наглость» никто не станет. Поверьте, руководство института так же заинтересовано в том, чтобы вы получили качественное образование, а не просто просидели пять лет на лекциях, ничего из них не вынеся.
Да и рыночные отношения играют здесь далеко не последнюю роль. Фактически, вы клиенты, получающие услугу, то есть образование. Если клиент недоволен качеством услуги, он уйдет, прихватив с собой свои деньги. А нет средств – нет и ВУЗа, так ведь? Поэтому не бойтесь и отстаивайте свое право на качественное образование, правда в этом случае на вашей стороне.
Эффективность подобного воздействия сверху довольно велика. Либо преподаватель изменит свой стиль поведения, либо рано или поздно он лишится работы.
Воздействие снизу подразумевает общение преподавателя с представителями вашего курса, которые смогут корректно сформулировать суть возникших претензий и изложить их в доступной и вежливой форме. Выберите лидера и посылайте его «в бой».
Но у подобного воздействия есть и свои минусы: преподаватель может решить, что группа просто решила пофилонить, и реагировать на ее выпады не стоит. Также, в том случае, если он не очень честный человек, подобные финты могут выйти боком вашим лидерам, которые будут непосредственно общаться с преподавателем.
Поэтому более логично, безопасно и эффективно использовать все же воздействие сверху. Так вы сможете достичь поставленных целей в более короткий срок, и при этом, как принято говорить в кинематографе, «не один студен при проведении съемок не пострадает».