В каждом вузе при обучении по бакалаврским программам отчеты по практике приходится писать как минимум три раза. Каждая из практик характеризуется своими особенностями, отличаясь и тематикой, и направленностью, и целевым назначением. Почему отчеты пишутся минимум трижды? Потому что в процессе обучения и практик будет минимум три:
- учебно-ознакомительная;
- производственная;
- преддипломная.
Этот элемент обучения базируется на самостоятельной работе студента, подкрепленной его собственными размышлениями и умозаключениями, поэтому особое внимание надо будет уделить крайне важному моменту, который должен в обязательном порядке присутствовать в любом отчете, – вашим личным рекомендациям. Помимо этого, при написании введения к отчету есть и другой существенный фактор: определение целей и частично актуальности поставлено в зависимость от типа практики.
Тем не менее, несмотря на отличия между видами практик, задачи и целевая направленность у них практически одинакова:
При помощи отчета преподаватель сможет оценить ваши теоретические знания и реальные навыки, приобретенные вами за время практики, а затем на основании этой оценки он сделает вывод, насколько хорошо вы профессионально подготовлены. И его анализ начнется с первых же строк отчета, то бишь – с введения. Вот почему эта часть отчета так важна, так что надо постараться и изложить, пусть и кратенько, но все, начиная с описания предприятия и подробного рассказа о собственных достижениях и заканчивая своими умозаключениями и рекомендациями по улучшению того или иного рабочего процесса.
Введение к отчету – это небольшой, как правило, раздел, имеющий четкую структуру с включением основных аспектов, как то:
Что касается целей и задач, то определить их нужно еще до того, как вы приступите к написанию отчета. Главное здесь – не столько четкая формулировка, сколько смысловое выделение на фоне общего текста. Некоторые студенты как раз на этом этапе допускают ошибку, путая или объединяя цели и задачи. Но это отнюдь не одно и то же! Цель – это результат, к которому вы стремитесь в процессе своей работы, а задачи – каким именно путем/способом вы собираетесь достигать этих целей. Итак, начинаем…
Цель практики, независимо от специализации, обычно указывается почти идентичными по смыслу словами. Если тип практики учебно-ознакомительный, то здесь целью будет изучение разнообразия своей будущей профессиональной деятельности, упорядочение, систематизация и анализ усвоенной ранее информации, а также получение, обобщение и обработка данных. Когда практика производственная, то формулировка цели будет проще – применение на практике усвоенных на лекциях знаний, обретение профессиональных навыков. Цель преддипломной практики – осуществление экспериментальной работы (соответственно с темой ВКР).
Очерчивая круг целей, нужно просто опираться на информацию, предоставленную вам перед началом практики. Обычно это ряд разнообразных нормативных актов и производственная (или прочая) документация. И написать введение можно даже на основе как минимум этих данных, если, конечно, вы осознаете, для чего вообще пишется введение.
Кстати, для чего? Для того, чтобы описать и обосновать актуальность своей работы и обретенных вами профессиональных компетенций. Не забудьте акцентировать, развитию каких именно компетенций поспособствовала эта практика.
Задача, если говорить упрощенно, – это каждый отдельный шаг, с помощью которого вы намереваетесь приблизиться к цели. Самое важное при формулировании этого структурного элемента заключается в том, что ставить задачи надо только те, на решение которых направлены ваши цели. То есть, очерчивайте лишь те задачи, которые намереваетесь решать в процессе практики.
Что касается краткого описания к каждой главе отчета, то оно непременно должно присутствовать во введении, чтобы преподаватель сразу мог понять, что будет в отчете и о чем вообще там речь. То же касается и перечисления литературных источников, использованных вами при написании отчета: кратенько о труде, авторе, издании и т. д.
После формулировки темы следует озвучить проблему и обосновать ее актуальность, которая по сути синергирует с развиваемыми компетенциями. Эта созвучность (или сочетаемость) базируется на особенностях вида практики: к примеру, при прохождении практики производственной ваши компетенции – это развитие навыков применения на практике полученных ранее теоретических знаний. Но то, как их именно вы их развивали и как именно применяли, нужно описывать в привязке к своей специализации – например, какие работы выполняли, как называется эта деятельность, набор каких профессиональных качеств от вас при этом потребовался и т. д.
Не очень существенный, но обязательный подпункт введения. Здесь можно указать, в частности, предприятие, где вы проходили практику, и немного уточняющих данных о нем. Если это была исследовательская практика, то в дополнительные сведения можно включить данные об объектах, на которых велось исследование. Кроме того, в этом подпункте можно кратко осветить определенную информацию, касающуюся проделанной работы: какими методами вы пользовались, какие из методов вы избрали в качестве основных и почему, какой теоретической базой вы пользовались и т. д.
Итак, обобщим, что потребуется для написания введения к отчету:
Так, получается, что во введении вы делаете краткую презентацию собственного отчета, но при этом убедительно обосновываете целесообразность прохождения данной практики. В принципе, требования к введению в большинстве вузов стандартизированы и являются формальными, но структура и последовательность изложения – обязательны.