Написание курсовой работы по истории – это непростая теоретическая задача, которая должна быть в обязательном порядке выполнена студентами. Поскольку учащиеся исторического факультета должны на протяжении всей свой деятельности много работать с различными материалами и источниками, то такой тренинг в виде написания курсовых работ, считается для них невероятно ценным. Мы расскажем сегодня студентам – историкам о том, как им будет проще написать грамотную курсовую. Причем все приведенные данные, которые мы подготовили, рассматриваются с общей точки зрения, следовательно, являются универсальными, то есть рассчитанными на несколько направлений.
Общие принципы написания курсовой работы по истории
Подход к написанию курсовой работы по истории может быть разграничен на три ветки. Это реконструктивные, эмпирические, теоретические знания. Рассмотрим каждое из них в отдельности.
Реконструктивное знание
Если использовать этот метод, то предполагается, что он будет основан на фиксации исторических фактов путем воссоздания хронологии событий. Как правило, при этом надо использовать реконструктивные знания. Они предполагают применение специальных исторических методов и приемов. К ним относятся – текстологические, дипломатические, источниковедческие, историографические и другие приемы. Все эти подходы в большей мере помогают установить определенные исторические факты. В общих чертах, если описывать способ передачи информации при помощи этого метода, то важно отметить, что вся информация передается посредством простого повествования. Не исключено применение особых методов визуализации, например, таблиц, схем, графиков и прочего.
Эмпирические знания
Этот процесс является своего рода переработкой реконструктивного подхода. Принцип эмпирических знаний во многом схож с ним, но в данном случае имеет место знание о регулярности и взаимодействии между всевозможными историческими фактами или процессами. То есть, если предыдущий метод описывал процесс, как единое целое, то в данном варианте он больше имеет обобщающий характер. Основная цель такого исследования основана на том, чтобы выяснить хронологию повторений неких исторических фактов. Используя данный подход, в качестве исторических фактов применяются эмпирические процессы.
Теоретические знания
Это направление рассматривает типологию и повторяемость всевозможных исторических событий. Также здесь рассматриваются определенные явления, процессы и структура. Все это отражается также и эмпирическими фактами, в ходе которых студенту предстоит применить свои теоретически способности.
Основной задачей этого метода является четкая формулировка теории, а именно, сопоставление и рассмотрения законов исторического развития. Не стоит путать данный метод с теми, которые рассматривают другие дисциплины. Например, политология может описывать законы функционирования государственных институтов, в то время, как история рассматривает закономерность их функционирования. Экономика будет в то же время изучать именно экономическую сторону развития этих систем, а история будет рассматривать историческое развитие экономических систем.
Нередко студенты применяют вместо теории, идеологическую конструкцию. Но если этот факт относить к исторической науке в целом, то он будет считаться совершенно лишним и ненужным. Идеологическая сторона вопроса не передаст той основной идеи, которая может потребоваться от курсовой работы. Это важно запомнить, когда студент будет готовиться к дипломному проекту. Все эти знания формируются именно во время написания курсовых работ.
Все исторические факты социально обоснованы. Что мы имеем здесь ввиду. Все исторические знания и факты являются результатом человеческого сознания. В это же время функции истории обусловлены отдельными задачами, методами, результатами. Если рассматривать отдельно функции исторического познания, то можно выделить:
Методы исторического понимания, которые в любом случае применяются в каждом научном историческом труде, используются также и философами. В качестве методологии здесь понимается учение о системе сложившихся и сформированных принципов и способов организации и построения теоретической и практической основы работы. Следовательно, в письменной работе студент должен описать объект и предмет исторического исследования. Также важно поставить четкую цель работы и поработать над постановкой задач и проблем. В качестве источников важно брать только проверенную информацию, которая подтверждена фактами.
Итак, мы выяснили, что современные историки должны иметь четкое представление о том, каким методом они пойдет в своем исследовании. Как известно, есть три направления, но это не ограничивает область применения собственных теорий и доказательств. Также стоит отметить, что мало быть просто хорошим историком и умело работать с источниками. Поскольку история сама по себе взаимодействует со множеством наук, в первую очередь, с политологией, философией и экономикой, то студент – историк в МГУдолжен уделять внимание не только самой исторической науке, но и ее составляющим и вспомогательным наукам.