Источники для написания курсовой на историческом факультете МГУ – это половина пути к успеху в учебе, если, конечно, они подобраны правильно. Примерно 60% учащихся только к четвертому курсу учатся правильно искать и работать с источниками. Но до этого времени этот вопрос вызывает у них массу трудностей. Мы попробуем помочь таким студентам, чтобы они уже с первого курса исторического факультета начали разбираться в вопросах поиска необходимых источников.
Понятие исторического материала
Источник в истории – это в первую очередь документ, который используется для осознания сегодняшней и исторической действительности. Если документ в определенной мере содержит исторические данные, но официально он признан не задействованным в истории, то его уже нельзя считать историческим источником.
Все исторические документы классифицируются относительно многих факторов. Сама по себе эта классификация основана на разделении информации на группы по определенным значимым признакам. Также на классификацию оказывают влияние предметы данного рода, которые отличаются друг от друга. Каждая классификация имеет постоянное значение и занимает отдельное место. Классификация может быть поделена на подклассы.
Если классификация расставлена правильно, относительно рассматриваемой темы, то она будет отражать определённую закономерность в развитии объектов, при этом не раскрывая связи между ними. Также это своего рода основа для будущих выводов и прогнозов.
На сегодняшний день известно несколько подходов к вопросу о том, как необходимо правильно классифицировать источники истории.
Классификации источников исторической документации
Первая классификация источников – это разделение по методам и формам отражения действительности. В свою очередь эта классификация также делится на подклассы, основанные на тех самых методах и формах. К ним относятся:
- вещественные методы;
- письменные методы;
- художественные методы;
- фонические.
Это разделение источников пригодиться тем студентам, задачей которых является определить общие методы решения проблем, которые возникают в процессе написания работы. Например, если студенту дана определенная тема работы м перед ним поставлены конкретные задачи в ее рассмотрении, то он может воспользоваться классификацией исторических справок по той аналогии, которую мы привели. Тем самым он разделит условно все те данные, которые покажутся для него полезными. Если у него выработается четкая система действий над материалом, то ему впоследствии будет намного проще сделать свою курсовую работу грамотной. Этот навык пригодится и в дальнейшем, когда от историка будут требоваться более серьезные проекты.
Вторая классификация основана на том, какое воздействие могут оказывать избираемые источники на тот или иной процесс в истории. Это могут быть какие-то действия, либо социальные отношения в обществе. Это своего рода видовая классификация, дающая возможность с точностью определить и отследить процесс эволюции избираемых источников.
Условно такую классификацию можно определить, как:
- публичные правовые акты;
- договора (международные договоры определенного временного промежутка);
- судебные процессуальные документы;
И так далее.
Сюда же можно отнести частные акты договорного вида или распорядительного вида, делопроизводительные документы, частные письма.
Что нам дает правильная работа с историческими источниками
Исторический источник - это лидирующее средство обучения на историческом факультете. Но на самом деле, значение этого показателя до сих пор определяется неоднозначно. Значимость исторических материалов много раз определяется тем, что работая с ними, студент приспосабливается к последующей профессиональной деятельности. Исходя из этого, нужно отметить, насколько важно студенту знать и использовать именно те классификации материалов, которые необходимы в той или иной теме. Если изначально правильно организовать рабочий процесс, то студент научится рационально использовать свое личное время на написание работы. То есть, поиск необходимых материалов для курсовой работы, а также грамотная классификация таких материалов дает нам продуктивный способ обучения.
Историческая наука решает определенные задачи перед общественностью. Для этого у нее имеются свои методы, включая и поиск исторической документации. Поскольку основное отличие истории от других наук состоит в том, что все факты и изучаемые явления, нельзя доказать, кроме, как использовать материалы по их оказательству. То есть, другими словами, конкретные исторические факты составляют саму науку. Этими фактами оперируют историки. Помимо письменных источников до наших дней дошли и другие материалы, например, фольклор, былины, документы и акты. Это тоже считается за основу той информации, которая дается нам для изучения.