Студенту.рф
» » Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Сколько стоит написать вашу работу?

913

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку нужно в совершенстве знать правила для решения тестовой части, а также необходимо чётко следовать заданной структуре во время написания сочинения. Для того, чтобы получить за сочинение максимальное количество первичных баллов, нужно в первую очередь определить проблему, которая ставится автором текста.

Формулирование проблемы

Прежде чем приступать к формулировке проблемы, учащийся должен понять, что вообще она из себя представляет. Проблема является вопросом, над которым размышляет автор. При этом автор ставит проблему перед читателем текста. Сформулированная проблема определяет дальнейший вектор мышления экзаменуемого.

Проблему нужно правильно сформулировать. Для этого учащемуся необходимо внимательно и несколько раз перечитать текст. Автор в своём тексте неоднократно может останавливаться на какой-то мысли, вот на неё и нужно обратить повышенное внимание. При этом в тексте могут иметься второстепенные проблемы, которые нужно уметь отличать от первостепенной. Автор нередко задаёт риторический вопрос в тексте, либо же пытается донести какую-то мысль. Именно на это экзаменуемому нужно обратить внимание, чтобы правильно сформулировать основную проблему.

Сформулировать проблему можно по-разному. Существует несколько способов, с помощью которых это можно сделать:

  • Одним из вариантов является формулирование проблемы своими словами. В этом случае выпускник в свободной форме описывает проблему, не придерживаясь каких-то конкретных рамок.
  • Для формулировки проблемы можно использовать риторический вопрос. Его можно использовать вместе с каким-нибудь клише и затем уже опираться на исходный текст для дальнейших рассуждений.
  • Сформулировать проблему можно также при помощи цитирования. Нередко в самом тексте содержится предложение, в котором автор затрагивает какую-либо проблему. В этом случае можно использовать прямую речь, косвенную речь, либо же вводную конструкцию, после которой идёт цитирование.
  • Во время написания сочинения допустимо также ссылаться на номер предложения.

На ЕГЭ по русскому языку может встретиться любая проблема. Примерный круг проблем может выглядеть следующим образом.

 

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

 

Список конкретных проблем, которые могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку выглядит следующим образом:

  • Взаимоотношения между близкими людьми;
  • Сохранение природы;
  • Роль искусства в жизни человека;
  • Человеческое счастье;
  • Трудный выбор;
  • Восприятие красоты;
  • Духовное совершенствование человека;
  • Роль чтения в жизни человека;
  • Роль детства в жизни человека;
  • Конфликт между отцами и детьми;
  • Красота русского языка;
  • Соперничество между друзьями;
  • Опасность безответной любви.

Большую помощь в рамках написания сочинения могут оказать клише. С их помощью учащийся может грамотно сформулировать поставленную проблему и развить свою мысль. Есть несколько разновидностей клише, которые стоит принять во внимание:

  • В своём тексте автор размышляет над проблемой…;
  • Позиция автора такова, что…;
  • Именно эта проблема ставится автором…;
  • Внимание автора привлекла проблема…;
  • В центре внимания автора текста стоит проблема.

Учащийся может самостоятельно придумать собственное клише, здесь нет каких-либо ограничений. Очень важно не злоупотреблять шаблонными речевыми конструкциями и не засорять сочинение, иначе оно потеряет свой логический смысл и не будет отражать исходное содержание текста.

Формулировать проблему лучше всего после небольшого введения. Таким образом учащемуся будет проще выстроить логическую цепочку и выразить свою мысль.

Система оценивания

Учащемуся будет полезно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и скачать оттуда демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. В этом документе нужно обратить внимание на систему оценивания второй части экзамена, а точнее на таблицу.

 

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

 

Как видно из таблицы, в соответствии с авторской позицией можно по-разному сформулировать проблему. При этом может использоваться лексика, отличающаяся от той, которая используется в таблице.

Не лишним будет обратить внимание на критерии оценивания. Если проблема сформулирована правильно и отсутствуют фактические ошибки, связанные с её пониманием, то учащийся получает один первичный балл. При этом допускается формулировка проблемы в любой из частей сочинения.

 

Виды проблем в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

 

В том случае, если учащийся не сумел сформулировать проблему, он не получает один первичный балл. Дополнительно по критериям К1-К4 экзаменуемый также не получает ни одного балла.