Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку нужно в совершенстве знать правила для решения тестовой части, а также необходимо чётко следовать заданной структуре во время написания сочинения. Для того, чтобы получить за сочинение максимальное количество первичных баллов, нужно в первую очередь определить проблему, которая ставится автором текста.
Формулирование проблемы
Прежде чем приступать к формулировке проблемы, учащийся должен понять, что вообще она из себя представляет. Проблема является вопросом, над которым размышляет автор. При этом автор ставит проблему перед читателем текста. Сформулированная проблема определяет дальнейший вектор мышления экзаменуемого.
Проблему нужно правильно сформулировать. Для этого учащемуся необходимо внимательно и несколько раз перечитать текст. Автор в своём тексте неоднократно может останавливаться на какой-то мысли, вот на неё и нужно обратить повышенное внимание. При этом в тексте могут иметься второстепенные проблемы, которые нужно уметь отличать от первостепенной. Автор нередко задаёт риторический вопрос в тексте, либо же пытается донести какую-то мысль. Именно на это экзаменуемому нужно обратить внимание, чтобы правильно сформулировать основную проблему.
Сформулировать проблему можно по-разному. Существует несколько способов, с помощью которых это можно сделать:
На ЕГЭ по русскому языку может встретиться любая проблема. Примерный круг проблем может выглядеть следующим образом.
Список конкретных проблем, которые могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку выглядит следующим образом:
Большую помощь в рамках написания сочинения могут оказать клише. С их помощью учащийся может грамотно сформулировать поставленную проблему и развить свою мысль. Есть несколько разновидностей клише, которые стоит принять во внимание:
Учащийся может самостоятельно придумать собственное клише, здесь нет каких-либо ограничений. Очень важно не злоупотреблять шаблонными речевыми конструкциями и не засорять сочинение, иначе оно потеряет свой логический смысл и не будет отражать исходное содержание текста.
Формулировать проблему лучше всего после небольшого введения. Таким образом учащемуся будет проще выстроить логическую цепочку и выразить свою мысль.
Система оценивания
Учащемуся будет полезно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и скачать оттуда демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. В этом документе нужно обратить внимание на систему оценивания второй части экзамена, а точнее на таблицу.
Как видно из таблицы, в соответствии с авторской позицией можно по-разному сформулировать проблему. При этом может использоваться лексика, отличающаяся от той, которая используется в таблице.
Не лишним будет обратить внимание на критерии оценивания. Если проблема сформулирована правильно и отсутствуют фактические ошибки, связанные с её пониманием, то учащийся получает один первичный балл. При этом допускается формулировка проблемы в любой из частей сочинения.
В том случае, если учащийся не сумел сформулировать проблему, он не получает один первичный балл. Дополнительно по критериям К1-К4 экзаменуемый также не получает ни одного балла.