Сколько стоит написать вашу работу?

1177

Обучение во время пандемии

Содержание:

  1. Ключевые проблемы обучения в период пандемии
  2. Влияние пандемии на организацию обучения
  3. Плюсы и минусы обучения в период пандемии
  4. Как студенту повысить эффективность своего обучения

Обучение во время пандемии

 

Ключевые проблемы обучения в период пандемии

 

Продолжающаяся уже почти два года пандемия коронавируса серьезно отразилась на всех сферах жизни общества, однако образование претерпело едва ли не самые серьезные трансформации в результате реализации мер, направленных на противодействие распространению заболевания.

На сегодняшний день накопленный опыт позволяет выделить ключевые проблемы, с которыми столкнулись образовательные организации в процессе обучения в периодпандемии:

1)      отсутствие условий для организации полноценного дистанционного обучения;

2)      недостаточная компетентность преподавательского состава в части использования современных образовательных технологий;

3)      отсутствие оборудования и доступности информационно-коммуникационных технологий у отдельных категорий обучающихся;

4)      низкая мотивация студентов при организации самостоятельного дистанционного обучения;

5)      необходимость обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований (рассадка в аудиториях, дезинфекция, средства индивидуальной защиты) при организации аудиторной работы обучающихся;

6)      необходимость изменения подходов к контролю успеваемости и проведению аттестационных испытаний;

7)      существенный рост затрат, обусловленный необходимостью технического переоснащения образовательных организаций, приобретения дорогостоящего программного обеспечения, обучения преподавательского состава.

Перечень представленных проблем далеко не исчерпывающий, однако, как показывает практика, именно данные сложности оказали наибольшее влияние на организацию процесса обучения в период пандемии.

 

Влияние пандемии на организацию обучения

Обучение во время пандемии

Большинство образовательных организаций в период наиболее острого течения пандемии полностью перешли на дистанционный формат обучения. Что это значит для обычного студента? Во-первых, была исключена контактная работы с преподавателями, т.е. лекционные, практические, лабораторные и все остальные виды занятий проводились при помощи информационно-коммуникационных технологий (например, в среде Moodle, посредством сервисов видеоконференций Zoom и др.). Консультирование обучающихся также было переведено в онлайн формат.

Важным аспектом организации обучения стало проведения аттестационных испытаний в дистанционной форме. Образовательными организациями активно применялись системы прокторинга (так называют процедуру контроля проведения аттестации), с помощью которых идентифицировалась личность студента, сдающего экзамены и зачеты, а также контролировалась самостоятельность студента при подготовке ответа.

Защита выпускных квалификационных работ и государственные экзамены также проводились с помощью дистанционных образовательных технологий, что потребовало дополнительных организационных мер для обеспечения всех членов государственных экзаменационных комиссий доступом к процедурам защиты и экзамена.

После массового ослабления ограничительных мер образовательные организации начали постепенно возвращаться к привычным форматам обучения, однако многие продолжили чтение «потоковых» лекций в дистанционной форме, чтобы избежать большого скопления студентов в аудиториях. На аудиторных занятиях обучающиеся должны находиться в масках, соблюдаются и прочие санитарно-эпидемиологические меры.

Фактически, процесс обучения в период пандемии организован таким образом, что контакты и массовые скопления обучающихся исключены либо минимизированы. Такой формат имеет как достоинства, так и недостатки, которые не могли не отразиться на качестве образования.

 

Плюсы и минусы обучения в период пандемии

Обучение во время пандемии

Поскольку преобладающим в период пандемии способом обучения стал дистанционный формат, именно он и определил достоинства и недостатки обучения.

Итак, при дистанционном обучении:

- можно осваивать образовательные программы из любой точки, где есть доступ к сети Интернет и смартфон;

- экономится время на дорогу до учебы;

- гораздо проще совмещать учебу с работой или другими видами деятельности;

- график обучения становится более индивидуальным, студент может больше времени посвятить вопросам, которые его интересуют больше остальных;

- студентам предоставляется более широкий спектр учебных материалов, помимо традиционных лекций преподавателя.

Все это – несомненные плюсы обучения в период пандемии. Однако дистанционный формат имеет и свои недостатки:

- отсутствие «живого общения» с преподавателем и сокурсниками, ограниченность возможностей дискутирования, обмена мнениями;

- проведение лабораторных работ, творческих занятий и т.п. весьма ограниченно, поскольку исключается использование специализированного оборудования;

- обучающимся сложно самостоятельно организовать процесс обучения, снижается мотивация к обучению;

- не все обучающие материалы подлежат оцифровке и могут быть размещены в сети Интернет (например, по так называемым «закрытым» дисциплинам, содержащим сведения о государственной тайне).

Список плюсов и минусов дистанционного обучения в действительности гораздо шире, но с учетом выделенных ключевых характеристик такого формата можно составить рекомендации для студентов, позволяющие им повысить эффективность своего обучения в период пандемии.

 

Как студенту повысить эффективность своего обучения?

Период пандемии потребовал от образовательных организаций глобальных изменений в организации обучения, а от студентов – изменения подходов к самоорганизации и освоению учебных материалов. Отсутствие прямого контакта с преподавателями, сдача экзаменов в дистанционном формате, необходимость самостоятельно планировать учебное время – все это не могло не отразиться на результатах обучения. Многие вузы по результатам первого года пандемии отметили значительное снижение успеваемости и рост процента отчислений.

Что же нужно студенту, чтобы сохранить мотивацию к обучению и не снижать темп освоения образовательной программы, несмотря на пандемию?

Во-первых, каждый обучающийся должен знать, что действующей нормативной базой Российской Федерации предусмотрено наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). ЭИОС должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, а также формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы. Таким образом, имея доступ к ЭИОС, любой студент получает возможность не только использовать в полном объеме учебные материалы (в т.ч. содержащиеся в электронных библиотечных системах), но и контролировать свою успеваемость в режиме онлайн.

Во-вторых, желательно не отходить от привычного графика обучения. Несмотря на то, что велик соблазн сократить время, потраченное на учебу, не стоит отказываться от онлайн лекций преподавателей в пользу самостоятельного изучения материала. Даже лучший литературный источник не заменит живую речь опытного профессора, предлагающего квинтэссенцию знаний по дисциплине в рамках лекционного занятия.

Ну а в-третьих нужно помнить, что,несмотря на кажущееся снижение уровня контроля со стороны образовательной организации и возможность самостоятельно планировать свое учебное время, аттестационные испытания все равно придется проходить в соответствии со всеми требованиями, и оставлять изучение всего учебного курса на последнюю неделю перед сессией – не лучшая идея для успешного продолжения учебы.

Системный подход к освоению учебных материалов, использование возможностей онлайн консультирования преподавателей, посещение дистанционных занятий и регулярный дистанционный контакт с вузом – залог успешного продолжения обучения в период пандемии.