Дистанционное обучение представляет собой современный способ получения учебной информации, сведений, материалов посредством использования актуальных информационных технологий, оборудования, которые являются главными вспомогательными атрибутами в процессе передачи знаний.
Проще говоря, это общение, взаимодействие между учителем и обучающимся с целью передачи познавательных сведений,осуществляющееся при помощи сети Интернет и специализированных электронных приспособлений.
Элементы, необходимые для осуществления процесса дистанционного обучения
Как и любая другая форма обучения, дистанционная требует в процессе своего осуществление применения обязательных атрибутов и правильной организации:
- Обучающие материалы (методические и тестовые разработки, научная учебная литература, установленный учебный план)— для педагога;
- Специальные коммуникации (электронные средства обмена информацией, наличие необходимых установленных программ) — для педагога и ученика;
- Осуществление учебной деятельности в спокойной обстановке без присутствия посторонних и других отвлекающих от процесса явлений — для педагога и ученика.
Представленная форма предоставления знаний требует от школьников повышенной ответственности и сосредоточенности. Хотя по началу ученики проявляют повышенный интерес, так как дистанционное обучение является для них новинкой, в дальнейшем они ощущают все повышенные требования в вопросе соблюдения дисциплины, грамотного распределения времени в совокупности с необходимостью в усвоении знаний и выполнении поставленных заданий.
В современных подходах к организации дистанционной учебы применяют:
- Уроки в форме общения через чат (преимуществом обучающей формы является развитие у ученика навыка формулировать и излагать мысли в письменной форме в процессе общения с педагогом);
- Веб-формат: онлайн-лекции, уроки, проведение тестов и лабораторных работ (преимущество заключается в возможности учителя наблюдать в ходе работы за деятельностью обучающегося, предоставлять развернутые объяснения темы, получать подробные ответы и объяснения. К тому же возможно проводить видео-обучение в игровом формате);
- Рассылка видеоматериалов, аудиофайлов, текстовой информации для самостоятельного изучения учеником (с целью закрепления предоставленных знаний, а также формирования дисциплины, поиска стимула и мотивации для самостоятельной работы);
- Онлайн-конференции (возможность совместной работы, взаимодействия с другими учениками, принимающими участие в обучении).
Основные характеристики дистанционной формы обучения
Дистанционный процесс обучений имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционным. Но, по мнению большинства экспертов, при современной, в чем-то недостаточной подготовке не заменит «живого». Прямой контакт преподавателя со школьниками, несомненно, очень важен. Особенно это касается младших учеников, не способных в силу своего возраста к правильному, грамотному распределению времени и самостоятельному выполнению большинства заданий.
Положительные черты дистанционной формы обучения:
- Возможность догнать программу, без проблем получить пропущенную информацию в сохраненном виде в случае, если ученик, например, нуждается в больничном. То есть даже в случае пропуска занятия, ученику все же предоставляется возможность полноценно с ним ознакомиться;
- Индивидуально подобранная, наиболее комфортная обстановка. Часто дети не желают появляться в школе. При дистанционном обучении всегда можно создать вокруг обучающегося атмосферу, располагающую к получению знаний. При этом ученик самостоятельно организует свое пространство и процесс обучения, в любой момент имея возможность связаться с педагогом;
- Доступность материалов в электронном формате в разы выше, чем в печатных. Преподаватель может делиться любой литературой на свое усмотрение, будучи точно уверенным, что ученик имеет к ней доступ. То же касается всех дополнительных материалов, расположенные на просторах Интернета;
- Обучение возможно вне зависимости от местоположения ученика и педагога. Процесс можно осуществлять в любое удобное время, иногда даже без доступа к Интернету, имея сохраненные материалы.
Минусы дистанционного формата:
- Отсутствие живого, неформального взаимодействия с другими учениками и преподавателями. Именно по этой причине рекомендуется применять разные форматы обучающей деятельности;
- Зависимость от гаджетов, электричества, прочих технических инструментов;
- Точность установленной дистанционной программы является одновременно и преимуществом, и недостатком. Минус заключается в притуплении, в сравнении с живым обучением, у обучающегося развития навыков быстрого письма, умения взаимодействовать в группе, быстрого нахождения по ходу деятельности логических объяснений и решений заданий, а также мысленного выделения из общей информации наиболее важных, полезных фрагментов.
Правильное и грамотное распределения учебного времени ученика и общей организации учебной деятельности преподавателя в дистанционной форме способствует возрастанию ее преимуществ. Но полноценно переводить ученика на дистанционную форму обучения, по мнению педагогов, экспертов, уверенно можно при соблюдении некоторых условий:
- Школьник имеет предрасположенность к самообучению, самообразованию, способен распределять время и возможности;
- Посещение учеником дополнительных секций, мероприятий, подразумевающих прямой контакт с другими детьми и взрослыми наставниками.
Дистанционное образование действительно открывает школьникам множество новых возможностей, способствует активному личностному и профессиональному становлению. Дает реальную возможность обучения у высококвалифицированных преподавателей ученикам из отдаленных уголков страны. А также детям, не имеющим возможности посещения очных уроков по множеству различных причин.