Лекция представляет собой устное донесение информации до аудитории. Сегодня нельзя найти ни один университет, где бы отсутствовали лекции. Какую роль они играют при обучении студентов? В чём состоит их назначение?
Лекция доносит до слушателей информационный материал в виде устного сообщения. Она является основой получения высшего образования. Специфика заключается в следующем: лектор (педагог) в продолжении занятия озвучивает учебную информацию, что упорядочена в некой строгой последовательности. Это позволяет в кратчайшие сроки доступно донести определённую тему. Обычно на лекциях исследуется три или четыре вопроса.
Цели лекций:
Прослушивание учебного материала возможно при помощи магнитофона или персонального компьютера, что не сопоставимо с живым диалогом педагога и обучающихся. Информация преподносится в лаконичном, логический выстроенном виде, является наиболее эффективным способом донесения темы до студентов. Грамотная речь лектора способствует оптимальному восприятию информации институтской аудиторией.
Такой метод обучения подходит для следующих направлений:
В институтах лекции состоят из нескольких частей:
Задачи лекции в учебных заведениях.
В некоторых институтах нет учебной литературы, в которой можно было бы найти необходимую для изучения предмета информацию. В таком случае главным методом исследования становится лекция.
Разновидности лекционных занятий.
Установочное – общее обозрение предмета, который предстоит изучить. Озвучивание экзаменационных требований, предоставление списка необходимой литературы.
Информационное – донесение до аудитории требуемого материала. Лектор рассказывает студентам сведения, какие нужно воспринять и осмыслить. Для упрощения усвоения обучающиеся ведут конспекты, где в краткой форме отмечают определения и основные моменты исследуемой темы. Это будет весьма полезным при подготовке к итоговым экзаменам.
Дискуссионное –преподаватель со студентами изучают некоторую проблему, обучающимся необходимо высказывать собственное мнение.
Практическое – подготовка докладов обучающимися, построение выводов.
Консультационное – студенты задают вопросы, преподаватель отвечает на них.
С латинского «лекция» переводится, как «чтение». В современных ВУЗах так называют устное донесение до аудитории научных знаний. Также таким образом именуют выступление на публике с какой-либо темой.
Лектору необходимо составить цельное упорядоченное знание по предмету. Требуется организовать творческое взаимодействие с обучающимися. У студентов развиваются профессиональные навыки, интерес к исследуемой дисциплине. Безусловно, для полного усвоения материала понадобится дополнительная самостоятельная работа лекционных слушателей.
Неоспоримым плюсом является то, что один оратор может распространять информацию на бесконечное количество людей. Минус – это отсутствие полноценного диалога выступающего с аудиторией по причине различной «включенности» студентов в изучаемый материал.
Восприятие лекции.
Слушателями усваивается информация, после каждый обучающийся в индивидуальном порядке анализирует и осмысляет полученные знания. Затем материал опять повторно выражается в конспектировании текста. Записи студента представляют собой продукт мыслей студента, что заставляет его умственно работать. Помимо этого, в продолжении лекционного занятия у слушателей задействованы всегда одни участки мозга, по этой причине нередко случается быстрая утомляемость и частичная потеря внимания.
Способность воспринимать на слух и записывать формируется не сразу. Информация, озвучиваемая лектором, исследуется повторно на семинарах. Навыки педагога также обретаются не за один день, а выстраиваются из многолетнего опыта. Со временем преподаватель начинает чувствовать аудиторию и регулировать учебный процесс всё более удачно.