Каждое лето для всех абитуриентов начинается нелегкая пора выбора учебного заведения. Колледжи и ВУЗы проводят Дни открытых дверей, а будущие студенты делают один из важнейших выборов в своей жизни. Уже в начале августа определены новые группы первокурсников и начинаются собрания, после чего осенью студенты приступают к новой жизни.
Однако не всегда в университете или колледже все проходит гладко. Кому-то тяжело адаптироваться к новым условия, кто-то не может найти общий язык с коллективом, кому-то тяжело даются новые предметы. Администрация заинтересована в том, чтобы студенты не только получали качественное образование, но и чувствовали себя уютно в стенах учебного заведения. Именно поэтому в каждом ВУЗе разработан институт кураторства, а также в течение первого года вновь прибывшие студенты проходят анкетирование, которое позволит определить уровень адаптации конкретного первокурсника, а также определить его психо-эмоциональное состояние. О том, что же представляют эти анкеты, пойдет речь в данной статье.
Роль анкетирования
Самой главной проблемой в первые годы учебы является именно возможность студента адаптироваться к новым условиям. Это кризис лучше преодолеть как можно раньше и быстрее. Именно поэтому на помощь новым ученикам приходят преподаватели колледжа или ВУЗа, а также кураторы.
Сами же студенты полностью меняют свою роль – теперь они студенты, а это значит, что они чувствует на себе давление, которое заключается в том, что они должны соответствовать ожиданиям других. Кроме того, на данном этапе начинают формироваться группы учащихся и необходимо найти общий язык со сверстниками. Зачастую студенты могут изменить свое поведение, освоить новые социальные роли, переосмыслять ценности. Поэтому адаптация играет огромное значение в этот период становление. Анкетирование позволяет понять, какие проблемы испытывает студент, а также какие изменения в его жизни происходят. Так проведение такого исследования решает следующие задачи:
Основные аспекты анкеты
Поскольку анкетирование проводится не единожды за весь первый год обучения, то сами анкеты должны меняться по содержанию в зависимости от того, сколько времени прошло с момента поступления. В среднем за год проводиться минимально три анкетирования: в самом начале учебного года, в середине семестра, а также ближе к концу учебного года.
Первая анкета предназначена для того, чтобы собрать общие сведения об обучающимся. Сюда чаще всего входит информация о контактных данных, месте проживания, информация о родителях, а также ожидания первокурсника от предстоящего года, как бы он хотел проводить внеучебное время, а также его впечатления после первых нескольких дней учебы.
Вторая включает в себя более конкретные вопросы о том, как проходит адаптация у студента. В ней задаются вопросы о его психическом самочувствии, уровне стресса, отношении к обучению, а также его отношениях со своими однокурсниками. По результатам этой анкеты куратор уже может выработать ряд мероприятий.
Третья анкета подводит итог первого года обучения – здесь студент отмечает, с каким настроем он переходит на следующий курс, что хотел бы изменить в следующем году, как быстро он адаптировался к новым условиям, а также в каком эмоциональном состоянии он пребывает на данный момент. Таким образом, на каждом этапе анкетирования куратор должен анализировать результаты каждого студента и определять, насколько удачно проходит его процесс адаптации.
Работа с результатами опроса
После того, как куратор получает первые результаты анкетирования, то он вправе провести ряд мероприятий, которые будут направлены на облегчение процесса адаптации для студентов его группы. В качестве таких мероприятий можно выделить следующие:
Постоянное взаимодействие куратора с родителями, студентами и преподавателями позволяет ему быть в курсе событий, оценивать психологическую ситуацию и вовремя реагировать на изменения в поведении своей группы. Взаимодействие может происходить посредством проведения кураторских часов, где нужно будет не только проводить мероприятия различного формата, но и постоянно мониторить состояние первокурсников, за счет периодического анкетирования. По результатам таких действий со стороны куратора можно достичь того, что адаптация в первый год обучения для студентов пройдет с минимальным уровнем стресса.