Содержание:
- Дистанционное обучение: все «за» и «против».
- Как «удалёнка» отразилась на разных вузах.
- Кто больше всех почувствовал на себе дистанционное обучение?
- Плюсы удаленного обучения.
- Минусы удалённого обучения.
Всемирная эпидемия застала весь мир врасплох. Пандемия внесла свои коррективы во все сферы жизни, в том числе и в сферу образования. Как сказалась пандемия на образовании?
«При переходе на обучение «онлайн» снижается качество образования», – к такому выводу пришли эксперты этой области. Цифровые сервисы способны помочь в усвоении материала, но не могут полноценно заменить очную форму получения знаний.
Пандемия помогла отчетливее увидеть недочеты в нашей системе образования и выявить существующие проблемы. Она стала катализатором, который способствовал ускорению существующих процессов и усилению тенденций.
Дистанционное обучение: все «за» и «против»
Все университеты мира были вынуждены экстренно переходить на удаленнуюформу обучения. Большинство вузов не были готовы к таким глобальным изменениям и резкому переходу на совершенно новый вид обучения.
Анализ данных статистических опросов говорит о неоднозначности данного явления. Есть и положительные и отрицательные результаты.
Экспертное мнение гласит, что качество образования зависит от уровня психологического благополучия и ментального здоровья участников образовательного процесса. А форма обучения является дополнительным, но не определяющим фактором, который так или иначе оказывает влияние на успеваемость.
Как «удалёнка» отразилась на разных вузах
Те вузы, в которых еще до пандемии начали использовать цифровые технологии, были готовы к таким переменам и перешли на новую форму обучения без ущерба. Они просто применили свои технологии и рабочие схемы в других условиях. Качество образования в таких высших заведениях не пострадало, а, наоборот, дало положительные результаты.
Сложности возникли у вузов с консервативным подходом. У них не было ни технической, ни технологической базы. Поэтому в таких высших заведениях образовательный процесс проходил в экстремальных условиях. Адаптация проходила тяжело и долго. А это не могло не сказаться на качестве.
Самым удачным и результативным оказался смешанный вид обучения. Не все дисциплины можно преподавать онлайн. Поэтому смешанный формат, когда некоторые дисциплины преподавались онлайн, а другие в очной форме, стал компромиссным решением в сложной ситуации. При этом некоторые дисциплины стало удобнее преподавать в сети.
Кто больше всех почувствовал на себе дистанционное обучение?
- Высшие заведения, где обязательны практические занятия. Например, провести лабораторную работу по химии, физике или практикум по биологии виртуально невозможно.
- Театральные вузы.В театральных вузах творческие занятия и репетиции пришлось заменить беседами с педагогами.
- Медицинские вузы.В таком же сложном положении оказались медицинские вузы, где очная форма является обязательным условием получения практических навыков.
- Первокурсники. Не успев адаптироваться к новому городу, к новым людям и новым условия жизни, им пришлось учиться ориентироваться в новой форме образовательного процесса.
- Иностранные студенты. Эта категория студентов еще более незащищенная. Здесь играет роль триггера и языковой барьер и чужая страна Последствием такой стрессовой ситуации стала плохая успеваемость.
Плюсы удаленного обучения
- Снижение риска заражения Ковид-19. «Дистанционка» стала тем необходимым мероприятием, без которого распространение инфекции проходило бы молниеносно. Эта форма обучения позволила, насколько это возможно, оградить себя и близких от болезни.
- Экономия денег и сил.Студенты и преподаватели могли сэкономить на передвижениях в переполненном общественном транспорте. Если вуз находится далеко от общежития, то иногда приходится сменить ни один вид транспорта, прежде чем добраться до места назначения.
- Экономия времени. Значительно сократилось время на подготовку к занятиям. Можно было позже просыпаться и приходить на занятия буквально за минуту до начала. Было достаточно набросить на себя что-то более приличное, и студент готов «грызть камень» знаний.
- Психологический комфорт. Уютная домашняя обстановка способствовала снижению тревожности и стабилизации психических процессов. Как известно, хороший психологический климат положительно сказывается на всех сферах жизни, в том числе и на процессе обучения.
- Физический комфорт. Заниматься в удобном домашнем кресле с кружкой кофе и любимыми сладостями – это та маленькая мелочь, которая скрасит любую, даже самую занудную лекцию.
- Хорошая посещаемость. Занятия «онлайн» смогли собрать около мониторов гораздо больше студентов, чем аудитории. Из-за болезни или карантина многие вынуждены были пропускать занятия. Дистанционная форма позволила присутствовать на лекциях даже тем, кто был «на справке».
Минусы удалённого обучения
- Снижение качества образования. Некоторые студенты не могут воспринимать информацию «онлайн». Для них важно реальное общение.
- Снижение бюджета вузов. Дистанционная форма обучения очень больно «ударила по кошельку» многих учебных заведений. Потребовалось приобретение современного оборудования и хорошего программного обеспечения.
- Технические трудности. Многие преподаватели и студенты не были готовы к такому резкому переходу технически. Большая часть времени уходила не на усвоение учебного материала, а на изучение работы дистанционными методами, а такжена ознакомление с программами, которые необходимы в удаленной форме обучения.
- Ограниченный доступ в библиотеки.Преподаватели давали свой материал в основном в устной форме, что отрицательно сказывалось на усвоении материала. На просторах интернета не всегда можно найти необходимую литературу в электронном виде. А пользование учебной литературой в бумажном виде было ограничено из-за невозможности посещений библиотек.
Вывод
Рано или поздно, нам все равно пришлось бы осваивать «онлайн» обучение. Пандемия просто ускорила процесс внедрения цифровых технологий в учебные заведения.
Прошло время. Теперь учебой «онлайн» никого не удивишь.Все участники образовательного процесса сделали определенные выводы.
Вузы, выявив свои пробелы и недостатки,направили силы на ихустранение. Студенты и преподаватели привыкли к новой форме получения знаний, уровень тревожности уменьшился, а качество образования повысилось.
Таким образом, сколько бы бед и несчастий ни принесла пандемия, но она помогла сделать шаг навстречу будущему.