В связи с непростой эпидемиологической ситуацией в стране все учебные заведения с марта 2020 года были переведены на стандарты дистанционного обучения (СДО). Под такой формат перестроились все школы страны, а также средние и высшие учреждения получения образования.
Цели и задачи системы СДО
Система онлайн-образования создана для того, чтобы существенно оптимизировать взаимодействия в цепочках “учитель-ученик” и “учитель-родитель” на расстоянии, а также предоставить студентам доступную образовательную среду. Основные задачи, которые ставит перед собой дистанционное обучение:
Стандарты качества
Системы онлайн-образования с момента основания самой отрасли базировалась на стандарте SCORM, однако постепенно трансформировались в современный формат Tin Can API. Это универсальное решение, разработанное в США, и позволяющее выполнять весь спектр задач по обеспечению полноценного дистанционного обучения.
Удобно, что API поставляется с открытым исходным кодом, что также позволяет вносить персонализированные изменения в структуру личного кабинета, систему проверки знаний. Новое поколение стандартизации позволяет расширять способы предоставления образовательного процесса, вносить элементы геймификации, симуляции, создавать корректные приложения в дополнении к десктопной (компьютерной) версии учебного портала. Эти инструменты позволяют сделать дистанционное образование более мультизадачным и общедоступным.
Форматы дистанционного обучения и типы платформ
Единой (всероссийской) системы получения онлайн-образования пока не разработано, хотя некоторые платформы успели зарекомендовать себя с положительной стороны и активно используются в процессе обучения школьников и студентов.
Основные системы СДО для получения школьных знаний:
РЭШ (российская электронная школа). Портал создан Министерством просвещения РФ. Работал задолго до событий весны 2020 года. Было задумано, что он станет полноценной заменой школьного очного образования. Платформа включает в себя базу знаний по 31 предмету с 1 по 11 класс. Зарегистрироваться здесь может как ученик, так и учитель или родитель. Помимо электронной библиотеки здесь собраны и другие полезные материалы: видеолекции по темам, каталог образовательных фильмов, музеев. Регистрация на портале свободная для всех желающих.
МЭШ (Московская электронная школа). Отличается более серьезной интеграцией с документацией учеников (система синхронизирована с электронным дневником), обширной базой знаний. К МЭШ подключены абсолютно все школы столицы (1469 учреждений, 1-11 класс). Ученики из регионов, к сожалению, в системе зарегистрироваться и работать не могут. Регистрация идет изначально с привязкой к электронному дневнику, является строго персонализированной.
Яндекс Уроки. База знаний подается в основном через видеоформат лекций. Уроки собраны для учащихся 5-11 классов, соответствуют школьной программе. Отличительная особенность портала - здесь можно получать знания без регистрации или привязки аккаунта к персональным данным. Работает система расписаний занятий, а также собран внушительный архив данных. Сама подача материала очень современна, а пользование интерфейсом интуитивно понятно.
Основные системы СДО для обучения в ССУЗах и ВУЗах
Многие учреждения по получению среднего и высшего образования уже успешно использовали системы дистанционного обучения, а ситуация с пандемией позволила им массово перейти на удаленные продукты. Среди основных платформ выделяют:
Иногда университеты предпочитают работать на собственных независимых платформах (например, “Мегакампус”). Они позволяют решать те же задачи, что и стандартизированные системы, перечисленные выше, а также добавлять свои полезные модули (информация об оплате обучения, академических задолженностях, ведомости по сдаче экзаменов и т.д).
Перспективы онлайн-образования
Несмотря на относительно новые методики повсеместного распространения системы дистанционного обучения, в России наблюдаются его устойчивые темпы роста в пределах 20–30% в год. В Министерстве просвещения отмечают, что говорить о полном переходе на онлайн-обучение не приходится, но в ведомстве и на местах отмечен положительный опыт использования некоторых инструментов и возможное внедрение отдельных элементов онлайн-среды в традиционный процесс получения знаний.