Студенту.рф
» » Программы адаптации первокурсников

Сколько стоит написать вашу работу?

979

Программы адаптации первокурсников

Адаптация – это процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям социальной среды. Степень социальной адаптации определяется многими факторами: индивидуальные особенности, ценностные ориентации, здоровье, окружение и т.д.; а для студентов-первокурсников это еще и академическая успеваемость, отношения с одногруппниками и преподавателями.

Важным этапом студенческой жизни является первый курс обучения, как раз этот период и есть адаптационный. В это время закладываются основы профессиональной и коммуникативной деятельности, которые в дальнейшем влияют на образование и развитие навыков в целом. Необходимо, чтобы студенты быстрее адаптировались к новым условиям обучения. Для этого разработано большое количество программ, направленных на ускорение данного процесса.

Программы адаптации первокурсников

Эти программы описывают механизмы деятельности педагогических работников, а их реализация обеспечивает эффективное взаимодействие субъектов образовательного учреждения.

Особенности адаптации первокурсников заключается в следующем:

1. Волнения, которые связаны с ранним уходом из школьного коллектива.

2. Сложности и сомнения в выборе будущей профессии из-за молодого возраста.

3. Несформированность навыков саморегуляции.

Факторы, влияющие на адаптацию студентов:

1. Социально-демографические (пол, возраст, социальное положение).

2. Социально-психологические (самооценка, самоконтроль, коммуникативность).

3. Уровень заинтересованность в получении профессии.

4. Образованность.

5. Ценностные ориентации и установки.

Этапы адаптации первокурсников

Первый этап обычно длится два первых месяца обучения. На данном этапе преподаватели и кураторы оценивают знания первокурсников об обучении в новом учебном заведении, оказывают им поддержку для успешного вхождения в социально-психологическую среду, проводят мероприятия для сплочения коллектива и погружения его в новую образовательную среду.

Второй этап заключается в устранении преподавателями трудностей, возникших у первокурсников за первые два месяца адаптации. Этот период длится еще два месяца.

На третьем этапе преподаватели и кураторы помогают предотвратить и устранить проблемные ситуации, если они имеются. Также проводится активная работа с дезадаптированными студентами и их родителями. Это занимает примерно пол года.

Как правило, большинство первокурсников адаптируются на первых двух этапах.

Адаптация первокурсников делится на психологическую, социальную, педагогическую и профессиональную.

Психологическая заключается в раскрытии личности студента, его самопознании и самооценке. Помогать ему в этом должны психолог, социальный педагог, преподаватели профильных предметов.

Социальная включает в себя установление контактов с окружающими, сплочение, поддержку активности.

Педагогическая - это знакомство с уставом, инструкциями и правилами образовательного учреждения. Важно, чтобы первокурсники соблюдали нормы и предписания этой документации. Также на данном этапе у студентов выявляют общеучебные умения и навыки, они налаживают отношения с педагогами, знакомятся с дисциплинами, которые предстоит освоить.

Программы адаптации первокурсников

Профессиональная адаптация знакомит с выбранной специальностью и развивает профессиональное самоопределение.

  • Мероприятия, способствующиеадаптациипервокурсников

Аналитические - заключаются в изучении личных дел первокурсников, опросе родителей, установлении мотивации обучения, выявлении интересов и навыков.

Организация учебного процесса - сюда входит взаимодействие с преподавателями, посещение семинаров и лекций, изучение расписания, выполнение домашних заданий.

Воспитательные - вовлечение студентов во внеучебную деятельность (кружки, секции, клубы и т.д.), развитие духовно-нравственных ценностей и трудовых навыков, привлечение к участию в городских мероприятиях и др.

Как прошел у студента данный период помогают понять показатели успешной адаптации первокурсников:

  1. Студент хорошо ориентируется в новом учебном заведении.
  2. Студент быстро находит необходимую информацию, хорошо конспектирует материал, понимает суть практических заданий.
  3. Налаженыотношения с одногруппниками.
  4. Первокурсник испытывает психологический комфорт при нахождении в новом учебном заведении.
  5. Успешнаяорганизациясамостоятельной работы.

Таким образом, адаптация первокурсников к новому образовательному учреждению - это важный процесс, от которого зависит освоение студентами будущей профессии. Программы адаптации помогают успешности прохождения данного этапа. Важно, чтобы в него были вовлечены не только первокурсники и профессорско-преподавательский состав, но и родители студентов.