Сколько стоит написать вашу работу?

994

Виды дистанционного образования

Виды дистанционного образования в многочисленных публикациях часто смешиваются с формами и методами ДО, или отождествляются с понятием онлайн-обучения. Самостоятельные занятия по заданной программе появились давно, с момента появления заочного обучения, затем присоединилась почта для связи ученика и учителя, а также радио и телевидение, транслировавшие образовательные программы. Относительно недавно стали использоваться цифровые технологии и прибавился онлайн-формат.

Что такое дистанционное обучение

Сам термин указывает на то, что образовательный процесс происходит на удалении (расстоянии, дистанции) ученика и учителя. С появлением цифровых технологий его значение расширилось – стороны учебного процесса могут видеть друг друга в реальном времени, общаться посредством новых форм. Теоретики, занятые сейчас обобщением опыта прошлых лет и новых наработок, считают онлайн-контакт только одним из кирпичиков процесса.

Дистанционным обучением называется получение знаний на расстоянии, в котором сохраняются все составные части реального обучающего процесса, кроме непосредственного контакта в реальности. У него те же цели, методы, содержание, но средства их усвоения и достижения реализуются специфическими информационными технологиями, новыми формами, с использованием прогрессивных достижений человечества.

Виды дистанционного образования

Не игнорируя опыт прошлых лет, когда для контакта сторон не было Интернет-соединения, началась разработка стандарта, включающего следующие составные элементы: средства передачи информации (специфическую среду), эффективные методы передачи знаний и контроля за их усвоением, специалистов, занятых разработкой продуктов среды или новых методов, преподавателей и методистов, помогающих в усвоении и ориентации в отдельной отрасли знаний.

Вся эта деятельность направлена на достижение эффективной триады, состоящей из:

  • удобства и гибкости (особенно актуальных для взрослых, которые параллельно с получением знаний могут подниматься по карьерной лестнице и зарабатывать средства на жизнь);
  • удаленности (расстояние от выбранного по профессии учебного заведения не мешает в нем учиться);
  • экономии средств для обеих сторон – от проезда к месту обучения и времени на него для студентов до расходов на постройку учебных корпусов и аудиторий.

Минобрнауки еще в 2014 году приняло спецприказ о введении дистанционного обучения для отдельных учеников и студентов. Мировая пандемия привела к необходимости расширить сферу применения обучения без посещения учебных заведений, с использованием всех возможностей существующих информационных технологий. В 2020 были разработаны и направлены в регионы новые конструктивные методические рекомендации от профильного министерства.

Основные виды получения знаний на расстоянии

Обучение на удалении означает наличие специальной программы, по которой оно проводится. Именно она регламентирует объем знаний, необходимых для получения свидетельства о прохождении, а также средства периодического контроля за процессом усвоения (зачетов и экзаменов, других видов проверки в виртуальной реальности). Уже сейчас есть успешно действующие виды:

  • школьное ДО;
  • программа освоения специальности в высших учебных заведениях (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
  • курсы и институты повышения квалификации, необходимые для карьерного роста.

Осваивать программу изначально начинали с помощью корреспондентского обучения, в котором использовалась почта. Затем появились телевизионные программы, содержательные и доступные, но с существенным недостатком – отсутствием обратной связи. И только с появлением интернета и новых информационных технологий доступность дистанционного образования стала полноценной реальностью – возможностью удаленного получения знаний и документа, дающего ученику, студенту или курсанту те же прерогативы и документы, что и при обучении офлайн.

Формы ДО: перспективы развития

В современном варианте дистанционного образования используются многие наработки форм группового общения, от разработчиков социальных сетей, мессенджеров и программ, разработанных для одновременного охвата ограниченной аудитории:

1. Аудио- и видеоконференции – распространенные средства контакта в реальном времени, со звуковым или звуко-визуальным получением информации. Предпочтительной считается вторая форма, позволяющая контролировать степень интереса, эффективность усвоения, читать язык мимики и жестов, повышать заинтересованность в процессе визуального общения.

Виды дистанционного образования

2. Видеолекция – своеобразное продолжение телевизионных обучающих программ. Но она не привязана к времени телепередачи и может быть прослушана в записи в удобное время

Виды дистанционного образования

3. Телеконференция – отличный метод ДО, показательный и наглядный, однако для его внедрения в некоторых регионах нет технического обеспечения.

Виды дистанционного образования

4. Веб-занятия уже довольно давно позволяют с помощью интернета и средств коммуникации внедрять вДО традиционные методы обучения – семинары, коллоквиумы, конференции, лабораторные работы для наилучшего освоения программы.

5. Чат-занятия получили распространение из-за возможности одновременного и синхронного доступа участников к чату. Так организуется деятельность чат-школ, актуальных в деятельности дистанционных учебных заведений.

В некоторых западных странах существуют доступные ВУЗы для получения высшего образования. Они занимаются разработкой новых программ и средств передачи знаний на расстоянии, щедро делятся накопленным опытом. Есть длинный список академий, институтов и университетов, ведущих в России параллельную деятельность по обучению в режиме офлайн и онлайн. Диплом, выданный после прохождения дистанционного курса, абсолютно полноправен. Множество людей уже получило второе высшее образование, дополнительный объем знаний, стремясь к личностному росту и продвижению по карьерной лестнице.